Папки-передвижки

Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Надежда Чепчигашева
Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время проблема нравственного воспитания в российском обществе приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научно-педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России[2, с. 29].

Публикация «Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Инновационной технологией в этом направлении является технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста с интегрированными в нее вопросами содержания, форм, средств и методов использования народной сказки как методического средства комплексного воспитания детей[1, с. 88].

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Также существует немало исследований, характеризующих богатство народных сказок различных этносов. Особую актуальность в этой связи приобретает работы по изучению народной педагогики для тех национальных регионов, где забываются народные сказки, ограничивается сфера функционирования родного языка, как это происходит, например, в Хакасии.

Народных сказок у хакасов, раскрывающих особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеется достаточно: наряду с эпосом, мифами, преданиями, пословицами и поговорками они являются частью многовековой духовной культуры хакасского народа. Хакасские сказки по своей сути были и остаются несложными, и, может быть, поэтому в них нагляднее выступает связь вымысла с жизненной правдой. Эти сказки отличает сдержанность эмоционального тона, что связано со своеобразием национальных характеров этих народов [4, с. 12].

Для определения уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Тополек» с. Аскиз было организовано исследование среди 20 детейгрупп «Радуга» и «Непоседы»с участием их родителей.

Первоначально детям были прочитаны сказки : «Адычах и Кечох», «Батрак Торсых», «Два брата», «Как мальчик заставил смерть на себя работать».Затем с помощью методики Г. А. Урунтаевой «Беседа по сказке» и беседы по рисункам по прочитанным сказкам было выявлено, что всего 3 чел. (15%) детей имеют высокий уровень нравственного воспитания. Эти дети хорошо поняли смысл сказки, точно отвечали на поставленные вопросы, выделяли нравственные качества в сказке, правильно мотивировали предполагаемый поступок, дали полную нравственную характеристику героям. По нарисованным своим рисункам правильно описали героя, его качества и дали правильную оценку его поступков. 5 чел. (25%) исследуемых детей имеют средний уровень нравственного воспитания. Дети поняли смысл сказки, но не смогли выделить нравственные качества в сказке, не всегда мотивировали предполагаемый поступок героя сказки. Во время беседы по содержанию сказки иногда были молчаливы, с ними имелись трудности в поддержании диалога. При составлении рассказа по своим рисункам правильно описывали и давали характеристику своему герою, но не смогли правильно оценить поступки героев. Остальные дети – 12 чел. (60%) - показали низкий уровень нравственного воспитания. Чтение сказки не вызвало у них никакого эмоционального состояния. Дети не поняли смысл сказки, не выделили в ней героев и их нравственные качества, не смогли дать оценку мотивам героев. При описании своих героев по рисункам не смогли ни описать героя, ни дать ему характеристику.

Результаты методик показали, что среди исследуемой группы детей большая часть имеет низкий уровень нравственного воспитания. Повысить уровень можно с помощью определенного плана воспитательной деятельности, цель которого - создание системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений через сказку, используя все многообразие методов и форм работы в условиях образовательной программы дошкольного учреждения на современном этапе модернизации российского образованияво взаимодействии с семьей воспитанников и через создание предметно-пространственной среды.

Первоначально должен быть составлен план работы с детьми и план работы с родителями. Затем должна быть осуществлена работа по формированию у детей нравственных качеств через непосредственно образовательную деятельность, во время которой дети старшего дошкольного возраста должны ближе познакомиться с жанром сказки и его особенностями, научиться обсуждать характер героев и их поступки. Вопросы к сказке должны быть сформулированы так, чтобы они могли помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам. После прочтения или рассказывания сказки нужно проводить беседу с размышлением детей о прочитанном, их развитии умения сопоставлять и сравнивать. Такая беседа должна носить этический характер. Такие беседы помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения через связывание правил и норм поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Необходимо использовать театрализованную деятельность,так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуацииопосредованно от лица какого-либо персонажа. Показ театрализованной постановки на хакасском языке может быть с элементами включения национальной музыки и танцев.

Творческие задания – один из любимых видов деятельности детей. Результатом выполнения творческих заданий должно быть появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой (данный прием называем «сказочный винегрет»)[3, с. 76].

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики посказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности.

Еще одним важным условием является взаимодействие с родителями. Семья является значительным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтомусовместная деятельность детей и взрослых является доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Совместная деятельность может организовываться через домашние задания (изготовление поделок, рисование иллюстраций кхакасским сказкам, чтениехакасских сказок с детьми, придумываниесвоих сказок. В дальнейшем можно организовать выставку совместного творчества детей иродителей в виде конкурса рисунков, поделок и аппликаций «В гостях у хакасской сказки». Также совместно с родителями можно организовать подготовку атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам хакасских сказок.

Таким образом, приобщение к языковому богатству хакасских сказок и легенд, ознакомление детей с особенностями народных произведений, изучение их разнообразия может иметь значительный педагогический потенциал в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Задача педагогов при работе со сказкой состоит в том, чтобы помочь ребенку, посредством анализа и эмоционального погружения, осознать нравственную ценность сказок и извлекать из них нравственные уроки.

Список литературы

1. Каиров, И. А. Нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе воспитания [Текст] / И. А. Каиров. - М. : Просвещение, 2014.- 475 с.

2. Козлова,С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2015.- № 9. – С. 28-32.

3. Майская, Т. Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]/ Т. Н. Майская // Сборник статей и тезисов / Под ред. М. Ю. Ананченко, П. Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2016. – 444. – С. 75-81.

4. Унгвицкая, М. А. Хакасская бытовая сказка [Текст] / М. А. Унгвицкая. – Абакан: Хакасскоеотд-ние Красноярского кн. изд-ва, 1966. - 72 с.

Публикации по теме:

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Формы и приемы использования детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Моргачева Ольга Геннадьевна, воспитатель,.

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО четко прописаны требования к содержанию.

Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме "Роль сказок А. С. Пушкина в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста" Ковалева Елена Алексеевна.

Отчёт о нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Преемственность нравственного воспитания в МДОУ «Детский сад № 10» и ОУ как ключевое требование ФГОС» Нравственное воспитание детей дошкольного.

Проект «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Информация о проекте Тип проекта: практико-ориентированный. По доминирующему методу: информационно – творческий, игровой. По характеру.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Сказка в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Развлечение в средней группе «Любимые сказки» Развлечение в средней группе «Любимые сказки» Цель: Создание праздничной атмосферы. Понимать содержание сказки. Подводить к осмыслению.

Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, прибаутки, перевертыши, считалки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2019 в 16:34
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование хакасских сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Чепчигашева (УИ 1710946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД