Наталья Петровна Гурова
Использование хромотерапии на занятиях логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая;
Артикуляционная;
Дыхательная;
Зрительная гимнастика.
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).
Хромотерапия - это наука, изучающая свойства цвета.
Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Публикация «Использование хромотерапии на занятиях логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.
Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет: успокаивает, стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет: угнетает психические и процессы, снижает настроение.
Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять на :
индивидуальных занятиях;
подгрупповых;
групповых.
Приведу несколько примеров по применению цвета на занятиях, как здоровьесберегающего компонента.
Упражнение "Ощущение цвета" (на расслабление).
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.
Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии.
Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного, например синего, цвета.
- Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм.
Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание).
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки)
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев,
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев,
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев,
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
Но не пойму, от чего же всегда
Черной-пречерной бывает вода ( отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Упражнение на координацию речи с движением «Жёлтая песенка».
Жёлтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх.)
Жёлтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево – вправо.)
Жёлтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)
Жёлтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны – вверх – вниз.)
Жёлтая бабочка, жёлтая букашка.
Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. (Приседания.)
Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек,
Жёлтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).
Автоматизация поставленного звука.
Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета.
Автоматизация звука «ж» : желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
Совершенствование грамматического строя:
согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо);
изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий василек, (нет) синего василька, (подошел) к синему васильку);
согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод);
подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка,
составление описательных рассказов, сочинение сказок.