Лусине Барсегян
Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации.
Аннотация. В данной статье рассмотрены формы и методы работы педагога – психолога ДОУ для обеспечения психического здоровья дошкольников с помощью хромотерапии. Представлены технологии, план работы по хромотерапии, используемые в практической работе педагога-психолога ДОУ.
Публикация «Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Ключевые слова: коррекционные технологии, хромотерапия, цветовосприятие, психическое здоровье дошкольников, образовательная среда.
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников, а также обеспечение психологически безопасной образовательной среды в ДОУ. Актуальность темы здоровья подтверждают и ФГОС ДО. В п. 1.6. раздела I ФГОС ДО отмечено, что реализация Стандарта направлена на решение следующих задач:
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [2].
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии». В ДОУ используются разные здоровьесберегающие технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (бодрящая гимнастика, игровой час, динамические паузы, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, элементы гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики др.);
- технологии обучения здоровому образу жизни (двигательная деятельность, мероприятия по здоровому образу жизни, утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и др.);
- коррекционные технологии (музыкальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, ароматерапия, арт-терапия, хромотерапия (цветотерапия, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, литотерапия и др.).
Одним из многочисленных и современных коррекционных методов в работе педагога-психолога ДОУ является хромотерапия (цветотерапия). Что же такое хромотерапия? Понятие хромотерапия является производным двух греческих слов: chroma – цвет и theraphia – лечение. Соответственно данная методика основывается на лечебном и профилактическом воздействии, которое оказывают на человеческий организм цвет и свет. И с уверенностью можно сказать, что хромотерапия является одним из способов воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Много веков людям известно влияние цветов на настроение, здоровье человека (как физическое, так и психическое). И в XXI веке ученые, педагоги, психологи продолжают интересоваться хромотерапией, а методики становятся все более разнообразными и современными.
Научные исследования (В. М. Элькин) последних лет показывают, что цвета влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от культуры, воспитания и отношения конкретного индивидуума к какому либо из них. Таким образом человек любой национальности в определенных ситуациях предпочитает определенные цвета. Цвета могут стимулировать, возбуждать, подавлять, успокаивать, повышать и снижать аппетит, создавать ощущения холода или теплоты.
К методам хромотерапии относятся :
- освещение;
- использование цвета в интерьере, использование цвета в одежде;
- проведение упражнений с очками с цветными стеклами;
- цветовая медитация, визуализация;
- использование цветных кристаллов, камней.
Место, где проходят коррекционно - развивающие занятия по хромотерапии, должно быть освещено соответствующими цветами. Желательно, при возможности, использовать сенсорные комнаты, где можно использовать определенные светодиодные лампы, фонтаны, разноцветные дожди и т. д. Таким образом, необходимо обеспечить определенный цветовой фон для конкретного занятия.
Использование цвета в создании развивающей среды.
Красный, оранжевый, желтый. Цвета этого спектра имеют активизирующую, возбуждающую характеристику. В психологии они считаются цветами экстраверсии, т. е. импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Поэтому с такими цветами следует подбирать предметы, связанные с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым или другими детьми, — они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Эти цвета также способны улучшать аппетит, поэтому «малоешек» нужно кормить из желтой и оранжевой посуды, класть красные салфетки. Подобные цвета сильно привлекают внимание, способствуют запоминанию. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на чем-то важном, пробудить интерес – сделайте это красным. Для маленьких детей это могут быть развивающие игрушки, алфавитные доски и т. п., а для детей более старшего возраста – учебное место или предметы в нем. Сочетание красный-желтый подтолкнет ребенка к исследованиям, освоению новых сфер, усилит жажду знаний. Также хорошо использовать эти цвета на игровых комплексах и спортивных уголках, так как они возбуждают нервную систему, повышают общий тонус, активизируют работу мускульной системы. Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление этих цветов может вызвать сильное раздражение, агрессию.
Синий, голубой, фиолетовый. Эти цвета несут в себе угнетающе-успокаивающую функцию: делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии – импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Больше всего они подходят для мест отдыха (например, диванчики и коврики рядом со спортивным уголком или место, где ребенок занимается спокойными, тихими играми, для спального места — только в сочетании с теплыми (лучше зелеными) оттенками, иначе оно будет ощущаться «холодным и неуютным». Такие цвета также хорошо использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возбуждение.
Зеленый. Различные оттенки этого цвета успокаивают, расслабляют. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Ученые установили, что зеленый цвет обладает снотворным действием, поэтому для детей, которые в большинстве своем так не любят засыпать, очень хорошо делать зеленым спальное место (это может быть постельное белье, навес над кроватью, стены или мебель вокруг кровати, игрушки, с которыми ребенок ложиться спать). Игровые и развивающие пространства нельзя красить в зеленый цвет, так как они вызывают скуку, не дают ярких впечатлений. Зато зеленый весьма удачный вариант для замкнутых и ограниченных пространств – они не создают ощущения давления и не дают сильного эмоционального влияния.
Коричневый. Этот цвет символизирует собой уверенность, стабильность и спокойствие, так как он очень близок к натуральной природе (земля, деревья). Коричневый имеет хороший эффект при нервном истощении – он успокаивает и дает ощущение ровной тишины. Но большое его количество – не радует, и даже отягощает. Он не способен вызывать ярких эмоций. Поэтому в детских комнатах коричневый – не лучшее решение. Это скорее «взрослый» цвет, и по возможности надо избегать коричневой мебели и пола (а многие делают их именно такими) в детских помещениях.
Черный, белый, серый. Эти цвета самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает, вызывает страх, а обилие белого – ощущение пустоты и одиночества). Чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызывать меланхолию и апатию, и даже привести к депрессии. Принимая во внимание все эти характеристики при построении окружающего пространства для маленьких детей, нужно стараться использовать эти цвета как можно реже. Ребенок в очень большой степени познает мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений. Поэтому такие «пустые» цвета лучше исключить. Использование подобных цветов хорошо лишь в тех случаях, когда есть необходимость нейтрализовать внимание и активность ребенка. Например, это могут быть какие-то вспомогательные технические предметы или приборы (лампы, магнитофон, увлажнитель воздуха и т. п., чтобы ребенок не проявлял к ним особого интереса, случайно не сломал и не поранился сам. Также эти цвета подходят в качестве фона для игровых планшетов, алфавитных досок.
Использование хромотерапии в работе педагога-психолога нужно начать с создания «банка пособий» с элементами цветотерапии, например:
- диагностический инструментарий «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветные домики Ореховой»;
- набор бортов для песочницы разных цветов, для работы в технике песочной терапии по рекомендации Т. М. Грабенко;
- цветовые таблицы для зрительного восприятия с упражнениями по сохранению и развитию цветового зрения;
- набор спектрокарты «Ассоциативные фотографические карты»;
- набор тканей разных цветов для игр с детьми, набор лент и нитей для игры «Цветной дождь»;
- разноцветный тканевый парашют с петельками;
- набор разноцветных натуральных камней и кристаллов;
- радужная змейка – вертушка;
- плакат «Азбука цвета», набор карточек «Цветовая палитра».
Применение хромотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, позволяет стабилизировать эмоциональное состояние детей, инициировать проявление активности, скорректировать застенчивость, апатию, инертность, страхи, возбудимость, импульсивность, низкую самооценку, недостаток самоконтроля, тревожность, утомление, агрессивность. Кроме того, хромотерапия оказывает коррекционный эффект и на нарушения зрительного и слухового восприятия (у большинство детей с ОВЗ страдает именно зрительное, слуховое восприятие).
Для решения задач здовроьесбережения детей дошкольного возраста педагог-психолог может разработать и провести тематическую неделю психологии с использованием хромотерапии – «Вдохновения цветом». Главной ее целью будет создание психологически благополучной среды для всех участников образовательной деятельности ДОУ. Для этого педагогом-психологом необходимо разработать блок мероприятий в трех направлениях: для детей, родителей и педагогов.
План проведения Неделя психологии в ДОУ «Вдохновения цветом»
Участники
Дни недели Дети старшего дошкольного возраста Родители Педагоги
Понедельник день желтого цвета Акция «Желтый цвет – это…»
Игра «Желтый цвет вокруг меня»
Рисунок «Моя добрая радуга»
Беседа «Наши желтые друзья»
Пальчиковая игра «Радуга - дуга»
Плакат «Коврик настроения» Наглядная информация в раздевалке «Это интересно!»
Плакат «Наши дети по тропинке радуги» Консультация «Психологические требования к цветовому оформлению интерьера группы»
Вторник день красного цвета Акция «Красный цвет – это…»
Игра «Радужный хоровод»
Рисунок «Загримируй лицо»
Беседа «Красный цвет вокруг нас»
Плакат «Коврик настроения» Наглядная информация «Афоризмы цветовыбора» Тренинг для педагогов «Вдохновение цветом или мой фрактальный рисунок»
Среда день синего цвета Акция «Синий цвет – это…»
Игра «Синий цвет вокруг меня»
Рисунок «Синее небо, синее море»
Упр. «Маленький синий гномик» Плакат «Коврик настроения» Практикум – консультация «Влияние цвета на детей» Психологическая игра «Спектрокарты»
Четверг день зеленого цвета Акция «Зеленый цвет – это…»
Игра «Друзья радуги»
Рисунок «Зеленая полянка цветов»
Беседа «Наши зеленые друзья»
Плакат «Коврик настроения» Консультация и анкета «Какого цвета Ваш малыш?»
Газета «Радужный
градусник настроения»
Пятница день всех цветов радуги Акция «Радуга - это…»
Игра «Радужные птички»
Рисунок «Мои цветные ладошки»
Беседа «Азбука цвета»
Пальчиковый массаж «Разноцветный ёжик - чудачок»
Игры с разноцветными камушками «Найди послание от камушек»
Плакат «Коврик настроения» Подведение итогов
Акция «Цветик - многоцветик» Подведение итогов
Акция «Цветик - многоцветик»
В рамках проведения недели психологии «Вдохновения цветом» дети ежедневно отмечают свои цветовые предпочтения на плакате «Коврик настроения». Каждый день педагог-психолог проводит тематические игры и акции, психологические упражнения и беседы с детьми. Данные встречи развивают цветовосприятие у детей, расширяют кругозор, стабилизируют эмоционально – волевую сферу.
Родители узнают о цветовых предпочтениях своих детей, а также как цвета могут влиять на детей, они участвуют в анкетировании, знакомятся с презентациями на данную тему. Проявляют творческую активность, оформляют плакаты, это дает им узнать о связи цветовых предпочтений и склонностях своих детей.
Педагоги ДОУ участвуют в разных акциях, психологических тренингах. Через цветовые образы, фрактальные рисунки восстанавливают психическое равновесие, повышают творческую активность, отреагируют на негативные переживания, усталость и т. д.
Кроме того, родители, педагоги и другие сотрудники детского сада могут поучаствовать в психологических акциях «Цветик - многоцветик» - поделиться своим мнением на любую тему, выбрав лепесток определенного цвета, или принять участие в создании стен-газеты «Радужный градусник настроения» - оставив свое мнение о каждом цвете в виде рисунка или высказывания.
Таким образом, применение хромотерапии позволяет осуществлять комплексное, психолого – педагогическое сопровождение детей, создавать условия формирующие и укрепляющие здоровье воспитанников детского сада.
Список литературы
1. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. -СПб. : Речь, 2008. -176с.
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Элькин В. М. Театр цвета и мелодий. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. - СПб. : ИД Петрополис, 2013. – 292с.