МААМ-картинки

Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье

Ирина Алтаева
Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье»

Воспитатель: Алтаева И. А.

В художественно-эстетическом развитии детей дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами.

Публикация «Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье» размещена в разделах

Само название игр - дидактические определяет их основную функцию - обучение. Но обучение это осуществляется в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. В дидактических играх содержатся интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения.

ФГОС ДО предполагает, что для наибольшей организации художественного образования старших дошкольников в области художественно-эстетического развития будут использоваться дидактические игры. Определены и формы работы с детьми при использовании дидактических игр : это образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей, проведение режимных моментов.

При организации художественно-дидактических игр необходимо помнить о некоторых правилах для того, чтобы увлечь ребёнка игрой.

Знакомство с новой игрой или игрушкой должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный эмоциональный отклик.

Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывает скуку, ухудшают запоминание правил, технических приёмов. Ребёнку можно предложить высказать свои предположения и варианты игровых действий с игрушкой, изобразительным инструментом, материалом. Он выскажет свои суждения о свойствах предметов, что даст толчок к экспериментированию и исследованию, к выдумке и творчеству. Позволит продлить интерес к данной игрушке или игре. И если ребёнок желает вас включить в игру или поделиться своими открытиями, результатами в игре, творческими находками, не отталкивайте его. Это позволит оживить впечатления, вызовет желание ещё раз поиграть, пережить радость открытия и успеха.

Чтобы сформировать у дошкольников основы художественной культуры, развивать интерес к искусству, я в своей работе использую дидактические игры, объясняю родителям на собраниях и консультациях о необходимости использования таких игр дома. Перед началом учебного года я подбираю художественно-дидактические игры в соответствии с возрастной группой детей, как для использования в детском саду, так и создаю картотеку игр для дома. Так же в течение года провожу индивидуальные консультации с родителями, обновляю родительский уголок папками-передвижками, картотеками игр. Например, консультации для родителей «Играем дома», «Как организовать образовательную деятельность по рисованию и лепке». Папки-передвижки, картотека игр….

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от меня, как воспитателя продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это и подготовительная работа, связанная с обогащением детей соответствующими знаниями, подбором дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

Все дидактические игры в художественноэстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида:

1. игры с предметами;

2. настольно – печатные игры;

3. словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры организуются как в детском саду, так и дома. Например, «Составь натюрморт», «Создай картинку», «Занимательная палитра», «Зоопарк из пластилина».

В процессе выполнения игровых правил учим выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Капельки» дети смотрят на капельки разных цветов (красного, синего желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляем знания эталонов (форма, цвет, материал и др., о свойствах и качествах различных материалов, углубляем представления о существенных характеристиках предметов, учим выделять особенности деталей, а также развиваем художественное восприятие, память, речь, воображение. Например, в игре «Палитра» дети играют с печатками из картошки разной формы на бумаге белого цвета в форме палитры, печатают «краски», называя цвета и их оттенки.

Дидактические игры способствуют приобщению детей к истокам народной культуры, воспитывают уважительное отношение к культуре других народов.

Игры загадки – отгадки закрепляют знания детей о русских национальных костюмах, традициях обычаях, фольклоре. Они продолжают воспитывать желание познавать культуру своего народа через произведения народного декоративного творчества, расширяют представления о многообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).

Я в своей практике использую игры загадки– отгадки при подготовке к празднику в убранстве группы и детского сада, в изготовлении сувениров.

Такие игры подводят детей к развитию связной речи, развивают чувство любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Например, игры - загадки и отгадки для младшего возраста: «Опиши предмет», «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Что предмет расскажет о себе», «Какими предметами ты украсишь комнату».

Настольно-печатные игры

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Такие игры очень легко организовать и дома. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например, в игре «Пазлы» мы развиваем у детей умение из отдельных частей составлять целый предмет, сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям. Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.

Дидактическая игра «Найди картину по палитре» помогает развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотносить ее с цветовой палитрой (холодной, теплой, контрастной) и с собственными ощущениями, находить картину, в которой звучит соответствующее картине настроение.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

В своей работе я использую такие игры : «Что на что похоже», «Найди сходство», «Чудеса рукотворного мира».

В дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-эстетического развития детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети научились выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки, хохломы? Дети украшают силуэты предметов необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность, самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствовали обогащению сенсорно-чувственного опыта детей, развитию их эстетического вкуса, взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование, развитию потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техническими умениями по лепке и рисованию.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

Публикации по теме:

О воспитании в семье и в детском саду «О воспитании в семье и в детском саду». «Дети – живые цветы жизни» М. Горький. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности,.

Консультация «Организация дидактических игр с растениями в детском саду» Во второй младшей группе дидактические игры с природными материалами лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты.

Доклад «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Доклад (из опыта работы) «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Для маленького ребенка каждый.

Организация дидактических игр в детском саду Второй этап - обучению правилам взаимодействий в игре, в которой участвуют двое детей. Дошкольники должны договариваться, кто начнет игру.

Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду. Семья.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду» Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский) Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов) Истинное сокровище для людей.

Консультация «Использование ИКТ в детском саду»Консультация «Использование ИКТ в детском саду» Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии в наше время – особое направление в работе с детьми, которое способно помочь их развитию.

Нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье
Опубликовано: 5 января 2016 в 10:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД