Лучший педагог года

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Олеся Апраксина
Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Игровые приёмы и формы работы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (формирование соответствующих артикуляционных укладов и развитие артикуляционной моторики, на этапе постановки звука, на этапе его автоматизации (закреплении правильного произнесения звука в слогах, словах, при дифференциации поставленного звука со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.

Публикация «Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики» размещена в разделах

Остановимся более подробно на вопросах использование игровых приёмов при проведении подготовительного этапа и в процессе автоматизации звуков.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы : «Сказка о Веселом язычке», знакомство с органами артикуляционного аппарата, стихотворное сопровождение артикуляционных поз.

При разучивании и отработке артикуляционных упражнения весьма эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений, поз или всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно - игровую ситуацию :

«Пальцевый дождик» — постукивание подушечками пальцев по губам.

«Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

«Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.

«Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.

«Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

• Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.

Примечание: время стимуляции губ — до 3 мин.

«Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

«Клоун» — вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

«Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

«Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

«Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.

«Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.

«Слоненок» — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

• Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

• Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями:

«Все проглотил?» — высовывание языка.

«Достань ложечку» — поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.

• Облизывание губ.

Для упражнения «Качели» можно рекомендовать следующие игровые ситуации :

«Язык делает зарядку»,

«Язык и ребёнок качаются на качелях».

При этом можно сопровождать движение стихотворным текстом:

На качелях я качаюсь

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Выше крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Для упражнения «Парус» - дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес, который на другом берегу реки.

Игровой приём «Ступеньки у крыльца» используется для выработки подъёма языка вверх (на верхнюю губу, к носу, высовывания вниз к подбородку.

Следует специально подчеркнуть, что ко всем упражнениям различных

артикуляционных комплексов могут быть подобраны соответствующие

игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно - игровую

ситуацию. Например, для упражнения на подготовку артикуляции свистящих звуков используются следующие приёмы :

Посмотри на картинку : Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с.

А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку. Пила пилит и мягко свистит: с'-с'-с'-с.

В лесу комаров — полным-полно, замучили вас со Звукознайкиным, и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звонит своим твё рдым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка, выводит мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров — позвени твёрдым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими, как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся.

Представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц — слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички.

Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую деятельность, длительность, удерживания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению для постановки шипящих звуков «Парус», где результат игрового действия может быть достигнут только при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета I 5-20.

В качестве иллюстраций можно привести также игровые условия для других упражнений:

«Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника, чтобы чашечка не упала и не разбилась»,

«Маляр» («Потолок нужно покрасить, как следует, краска должна ложиться ровно, а не пятнами»,

«Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих в разных концах небольшою леса).

Игровые ситуации, создаваемые словесными описаниями, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками (в альбомах детей) или простыми по форме пособиями. Например:

• к упражнению «Парус» - ситуационная картинка-иллюстрация с изображением реки, деревни, леса; плоскостная фигурка лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу (или по стержню в прорези макета);

• к упражнениям «Качели», «Ступеньки» - иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного «язычка», поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях.

Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных ситуаций. Например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам «Парус», «Штора на окне» и др.

Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяют обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой формой дизартрии, органической дислалией, ринолалией.

Публикации по теме:

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Двигательно-дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста Тема: Двигательно- дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста 5-7 лет. Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Мастер-класс «Игровые методы и приёмы, используемые в работе над образом персонажа» Мастер – класс Диянкова Елена Владимировна "Игровые методы и приёмы, используемые в работе над образом персонажа" Цель - Формирование.

Мастер-класс «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» Мастер – класс: «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения». Автор: учитель-логопед Клочьева О. А.

Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т. А. Куликовской) Введение Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать.

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Развитие артикуляционной и мелкой моторики через развивающие игры с использованием нестандартного оборудования Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими» движениями. Пальчиковые игры и упражнения.

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью.

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики
Опубликовано: 25 мая 2017 в 09:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД