Лучший педагог года 2022

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией

Ирина Поспелова
Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией

В настоящее время отмечается увеличение числа детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия. Наиболее часто отмечается ее псевдобульбарная форма (90%). Псевдобульбарная дизартрия — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Ее стертая форма проявляется в наличии неярких, стертых парезов мышц речевого аппарата со стороны лицевого, тройничного (нижней трети, подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов [3]. При этом для детей с данным речевым нарушением характерным является сочетание как, речевых, так и неречевых симптомов. Так, неречевые часто проявляются в недоразвитии мелкой, мимической и артикуляционной моторики, а речевые в виде нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Артпедагогика является одним из новых направлений коррекционно-педагогической помощи и позволяет осуществлять комплексный подход к преодолению данных нарушений психофизического развития. В нашей работе мы более подробно остановимся на таком направлении, как бумагопластика. Они позволяют преодолеть нарушения в таких сферах как: моторная; познавательная; эмоционально-волевая; психическая; речевая.

Изучением этого вопроса в литературе ранее занимались многие ученые. Например, Е. А. Медведева и И. Ю. Левченко дали четкое представление об этих терминах, привели и описали направления, на которые в свою очередь делятся артпедагогика и арттерапия [7]. Т. Г. Неретина описала, как можно применить некоторые направления артпедагогики с детьми с ОВЗ [8]. С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина представляют один из видов артпедагогики - бумагопластику [2]. Т. П. Ильина описывает все возможные манипуляции с бумагой в рамках внеурочных занятий оригами [4]. Таким образом, бумагопластика широко применяется в образовательном процессе, однако, ее применение в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, раскрыто недостаточно.

С целью выявления направлений применения бумагопластики в коррекционно-образовательном процессе нами был проведен констатирующий эксперимент. Его методической основой явились методика Е. Ф. Архиповой и методика Л. Р. Лизуновой [1, 5]. Нами было изучено моторное развитие детей, а именно мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторное развитие, пространственное восприятие, наличие синкинезий, уровень развития конструктивного праксиса. Помимо этого, наше исследование было направлено на изучение состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (и общим недоразвитием речи III уровня).

Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о том, что у детей с дизартрией отмечаются характерные нарушения пальцевой моторики в виде недостаточности пространственной организации движений, их зрительно-моторной координации и скорости переключения при выполнении серийно-организованных двигательных проб.

В процессе исследования мы не обнаружили у детей проблем при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, однако, характеризуя их самостоятельные рассказы можно сказать, что они были лексически бедны и включали в себя крайне мало прилагательных и наречий. Входящие в состав рассказов предложения часто были простыми, двусоставными, иногда они были больше похожи на простое перечисление предметов и осуществляемых ими действий. Рассказы по картинке так же были чрезвычайно просты, при этом детям приходилось задавать наводящие вопросы. Несколько лучше у детей получалось составлять рассказы по заданному и собственному замыслу. Затруднения вызвало у детей задание на пересказ текста с опорой на серию картинок. Некоторые предложения ими пропускались, если же воспроизводились в урезанном, упрощенном виде (простые нераспространённые предложения). Пересказ текста без опоры на наглядность вызвал серьезные трудности у 100% детей.

Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что нарушения мелкой моторики, а также лексико-грамматического оформления и структурирования связной речи характерны для детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи. В связи с этим мы предлагаем использовать в процессе логопедических занятий с детьми методики, позволяющие системно воздействовать на данные двигательные и речевые компоненты. В ходе исследования мы пришли к выводу, что одной из таких методик является применение бумагопластики. Планирование логопедической работы с детьми осуществляется на основе программ Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и Л. Р. Лизуновой «Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ» [9, 6]. Реализация коррекционно-развивающих задач в разделах «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое воспитание» построена на основе применения различных техник бумагопластики. При этом в структуру логопедического занятия включены элементы трудовой деятельности на основе выполнения детьми творческих заданий. Такой подход позволяет активизировать как моторные (пальцевую и артикуляционную моторику, так и речевые функции детей, что способствует созданию комплексных психолого-педагогических условий преодоления нарушений речевого развития детей с дизартрией.

Литература

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрии у детей\ Е. Ф. Архипова. – М., 2007.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. \ С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. :Аким. 1996.

3. Волкова, Л. С., Селиверстова, В. И. Хрестоматия по логопедии Т. 1. \ Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - М., 1997.

4. Ильина Т. П. Рабочая программа к курсу «Бумагопластика».\ Т. П. Ильина. –Хабаровск, 2013.

5. Лизунова, Л. Р. Коррекционо-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников. \ Л. Р. Лизунова – Пермь, 2008.

6. Лизунова, Л. Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. \ Л. Р. Лизунова – Пермь, 2010.

7. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. \ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.

8. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. \ Т. Г. Неретина. - Учебное пособие по коррекционной педагогике, 2011.

9. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). \ Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возрастаконкурсная работа Работа выполнена.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. У детей с дизартрией артикуляторные.

Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т. А. Куликовской) Введение Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста Выступление на Фестивале педагогических идей с презентацией музыкального творческого проекта: «Применение инновационных методов и технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 18:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 января. День скрапбукинга в России

 Сегодняшний праздник посвящен оригинальному виду рукоделия, который доступен любому, кому нравится работать с бумагой и художественно оформлять свои заметки или воспоминания. «Скрапбукинг» в переводе с...

31 января. Международный день зебры

По инициативе целого ряда природоохранных организаций, в мире 31 января отмечается Международный день зебры. Эти уникальные в своём роде «тигровые кони» – живые символы свободы (не поддаются дрессировке);...


Горячие темочки