МААМ-картинки

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией

Ирина Поспелова
Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией

В настоящее время отмечается увеличение числа детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия. Наиболее часто отмечается ее псевдобульбарная форма (90%). Псевдобульбарная дизартрия — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Ее стертая форма проявляется в наличии неярких, стертых парезов мышц речевого аппарата со стороны лицевого, тройничного (нижней трети, подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов [3]. При этом для детей с данным речевым нарушением характерным является сочетание как, речевых, так и неречевых симптомов. Так, неречевые часто проявляются в недоразвитии мелкой, мимической и артикуляционной моторики, а речевые в виде нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Артпедагогика является одним из новых направлений коррекционно-педагогической помощи и позволяет осуществлять комплексный подход к преодолению данных нарушений психофизического развития. В нашей работе мы более подробно остановимся на таком направлении, как бумагопластика. Они позволяют преодолеть нарушения в таких сферах как: моторная; познавательная; эмоционально-волевая; психическая; речевая.

Публикация «Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией» размещена в разделах

Изучением этого вопроса в литературе ранее занимались многие ученые. Например, Е. А. Медведева и И. Ю. Левченко дали четкое представление об этих терминах, привели и описали направления, на которые в свою очередь делятся артпедагогика и арттерапия [7]. Т. Г. Неретина описала, как можно применить некоторые направления артпедагогики с детьми с ОВЗ [8]. С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина представляют один из видов артпедагогики - бумагопластику [2]. Т. П. Ильина описывает все возможные манипуляции с бумагой в рамках внеурочных занятий оригами [4]. Таким образом, бумагопластика широко применяется в образовательном процессе, однако, ее применение в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, раскрыто недостаточно.

С целью выявления направлений применения бумагопластики в коррекционно-образовательном процессе нами был проведен констатирующий эксперимент. Его методической основой явились методика Е. Ф. Архиповой и методика Л. Р. Лизуновой [1, 5]. Нами было изучено моторное развитие детей, а именно мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторное развитие, пространственное восприятие, наличие синкинезий, уровень развития конструктивного праксиса. Помимо этого, наше исследование было направлено на изучение состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (и общим недоразвитием речи III уровня).

Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о том, что у детей с дизартрией отмечаются характерные нарушения пальцевой моторики в виде недостаточности пространственной организации движений, их зрительно-моторной координации и скорости переключения при выполнении серийно-организованных двигательных проб.

В процессе исследования мы не обнаружили у детей проблем при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, однако, характеризуя их самостоятельные рассказы можно сказать, что они были лексически бедны и включали в себя крайне мало прилагательных и наречий. Входящие в состав рассказов предложения часто были простыми, двусоставными, иногда они были больше похожи на простое перечисление предметов и осуществляемых ими действий. Рассказы по картинке так же были чрезвычайно просты, при этом детям приходилось задавать наводящие вопросы. Несколько лучше у детей получалось составлять рассказы по заданному и собственному замыслу. Затруднения вызвало у детей задание на пересказ текста с опорой на серию картинок. Некоторые предложения ими пропускались, если же воспроизводились в урезанном, упрощенном виде (простые нераспространённые предложения). Пересказ текста без опоры на наглядность вызвал серьезные трудности у 100% детей.

Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что нарушения мелкой моторики, а также лексико-грамматического оформления и структурирования связной речи характерны для детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи. В связи с этим мы предлагаем использовать в процессе логопедических занятий с детьми методики, позволяющие системно воздействовать на данные двигательные и речевые компоненты. В ходе исследования мы пришли к выводу, что одной из таких методик является применение бумагопластики. Планирование логопедической работы с детьми осуществляется на основе программ Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и Л. Р. Лизуновой «Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ» [9, 6]. Реализация коррекционно-развивающих задач в разделах «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое воспитание» построена на основе применения различных техник бумагопластики. При этом в структуру логопедического занятия включены элементы трудовой деятельности на основе выполнения детьми творческих заданий. Такой подход позволяет активизировать как моторные (пальцевую и артикуляционную моторику, так и речевые функции детей, что способствует созданию комплексных психолого-педагогических условий преодоления нарушений речевого развития детей с дизартрией.

Литература

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрии у детей\ Е. Ф. Архипова. – М., 2007.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. \ С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. :Аким. 1996.

3. Волкова, Л. С., Селиверстова, В. И. Хрестоматия по логопедии Т. 1. \ Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - М., 1997.

4. Ильина Т. П. Рабочая программа к курсу «Бумагопластика».\ Т. П. Ильина. –Хабаровск, 2013.

5. Лизунова, Л. Р. Коррекционо-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников. \ Л. Р. Лизунова – Пермь, 2008.

6. Лизунова, Л. Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. \ Л. Р. Лизунова – Пермь, 2010.

7. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. \ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.

8. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. \ Т. Г. Неретина. - Учебное пособие по коррекционной педагогике, 2011.

9. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). \ Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возрастаконкурсная работа Работа выполнена.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. У детей с дизартрией артикуляторные.

Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т. А. Куликовской) Введение Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста Выступление на Фестивале педагогических идей с презентацией музыкального творческого проекта: «Применение инновационных методов и технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 18:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД