Получи документы

Использование игровых приёмов в работе по развитию навыков словоизменения с элементами цветотерапии

Ирина Суси
Использование игровых приёмов в работе по развитию навыков словоизменения с элементами цветотерапии

Цветотерапия – наука, изучающая свойства цвета, эффективный метод воздействия цветом на состояние человека.

Лечебное воздействие цвета ученые связывают с влиянием электромагнитных волн определенной длины на наши органы, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных состояниях и заболеваниях. Восприятие, созерцание цветов также влияет на психическое состояние человека.

Публикация «Использование игровых приёмов в работе по развитию навыков словоизменения с элементами цветотерапии» размещена в разделах

Учёные доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желёз и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно – образовательном процессе. Я расскажу о психологических характеристиках цвета, которые наиболее чаще встречаются в разных публикациях.

Красный – это цвет действия, энергии и силы.

Влияние:

Повышает двигательную активность, работоспособность, улучшает настроение, помогает преодолевать депрессию. При восприятии цвета учащается пульс, повышается давление, углубляется дыхание.

Переизбыток может привести к переутомлению, усталости, беспокойству, головной боли.

Оранжевый – тёплый и активизирующий.

Влияние:

Помогает почувствовать себя раскрепощённым. Улучшает настроение, настраивает на оптимизм, общительность. Улучшает аппетит, учащает пульс и дыхание. Стимулирует познавательную активность, помогает развить нереализованные способности.

Переизбыток может привести к самодовольству и лени.

Жёлтый – цвет уверенности, оптимизма, радости.

Влияние:

Способствует концентрации внимания, улучшает память, обеспечивает равновесие и самоконтроль, повышает самооценку, предупреждает развитие депрессии.

Переизбыток может привести к склонности к критике, нетерпимости к чужому мнению.

Зелёный - это цвет равновесия и гармонии, стабильности, целостности, надежды.

Влияние:

Стабилизирует деятельность сердечной и нервной системы. Уменьшает сердцебиение, приводит в норму давление, снимает утомление с глаз, головные боли, рассеивает отрицательные эмоции, повышает аппетит.

Переизбыток может привести к появлению оборонительной позиции к жизни, упрямству.

Синий – цвет вдохновения и творчества, веры и преданности.

Влияние:

Уменьшает напряжение и боль, понижает давление, температуру. Понижает тревожность, снижает рабочую активность, улучшает сон.

Переизбыток вызывает состояние тревоги и подавленности.

Голубой - это цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста, внутренней гармонии.

Влияние:

Помогает «собраться с мыслями», сосредоточиться и гасит эмоции, обладает успокаивающим эффектом, противодействует грубости, жестокости, гиперактивности.

Переизбыток ведёт к переутомлению, печали, пассивности.

Фиолетовый – таинственный, мистический.

Влияние:

Успокаивает (самый тормозящий из цветовой гаммы, благотворно влияет на сон, побуждает стремление к духовному росту, творчеству.

Переизбыток ведёт к тоске и депрессии, чувству усталости.

Розовый – цвет романтичности, нежности, доброты, мягкости, комфорта и уюта.

Влияние:

Помогает избавиться от навязчивых мыслей.

Переизбыток способствует «уходу в мир грёз», излишней уступчивости, чрезмерной эмоциональности, самоуверенности.

Коричневый – цвет надёжности, защиты и прочности.

Влияние:

Даёт ощущение охраняемости, снимает тревогу, дарит уверенность в себе и спокойствие.

Переизбыток ведёт к разочарованию, стремлению к разрушению, недовольству.

Белый – цвет очищения, открытости, целомудренности, единения.

Влияние:

Содержит в себе энергию преобразования, «ломает лёд» при общении, повышает самооценку.

Переизбыток ведёт к неприступности, ощущению превосходства над другими.

Серый – цвет стремления к стабильности, здравомыслия, чувства меры.

Влияние:

Способен «управлять эмоциями», расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно, способствует сну.

Переизбыток ведёт к печали, депрессивному состоянию, болезни, склонности к критике.

Ребенку с первых дней жизни поступает колоссальная цветовая информация. При нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на цвет предметов. В 3 года дети знают названия 2-3-х основных цветов, узнают и соотносят 4-5 цветов. К сожалению, дети, которые имеют различные речевые нарушения, испытывают трудности в определении цветов и оттенков предметов. Они:

• позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета;

• плохо запоминают названия цветов;

• малонасыщенные цвета иногда называют «белыми»;

• часто заменяют названия промежуточных цветов спектра основными.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является изучение и своевременное преодоление различных нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе.

Грамматической системой словоизменения ребёнок с нормально развивающейся речью овладевает к 4 годам.

Словоизменение - это изменение слов по различным грамматическим категориям:

- родам

- числам

- падежам

- временам и т. д. без изменения при этом основного значения слова (стол, столы, столом).

Дети с нарушениями речи, как показывает диагностика, испытывают трудности в овладении умениями:

• активно пользоваться имеющимися словами;

• составлять из них предложения и связные высказывания;

• грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Я не буду охватывать всю работу по развитию словоизменения, а остановлюсь только на согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Я объединила игровой материал по согласованию прилагательных с существительными в роде, числе и падеже с одновременной работой по цветотерапии. В работе я использовала:

• дидактические игры и упражнения;

• загадки;

• рассматривание сюжетных картинок;

• беседы с детьми;

• логосказки;

• заучивание стихотворений;

• релаксационные упражнения;

• графические упражнения и др. и многое другое.

Теперь я приведу несколько примеров из своей работы с детьми по развитию навыков словоизменения. Игры направлены на согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Дидактическая игра

«Жёлтые овощи и фрукты»

Педагог раздаёт детям конверты с разрезными картинками (овощи и фрукты) жёлтого цвета. Дети складывают картинки и составляют словосочетания («жёлтый лимон», «жёлтая репа», «жёлтое яблоко»).

Дидактическая игра

«Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В наборе для игры кукла-Незнайка, карточки с изображениями нераскрашенных овощей и фруктов, «краски» (кружки разного цвета, кисточка. Детям нужно выбрать предметы, которые нужно раскрасить в заданный цвет, например, зелёный. В процессе «раскрашивания» дети составляют словосочетания («зелёный огурец», «зелёная капуста», «зелёный перец», «зелёный горох», «зелёное яблоко»). Варианты игры разнообразны.

Загадки

Педагог загадывает детям загадки о предметах одного цвета.

Сидит девица в темнице, а коса на улице. Дети отгадывают загадку («оранжевая морковка», передают по кругу муляж, повторяя это словосочетание.

В шкуре золотистой, сладкий и душистыйОранжевый апельсин»).

А какой ещё фрукт бывает оранжевым?

Оранжевый мандарин»).

Беседы по картинам. Вопросы по сюжетной картинке «Зима» (фрагмент беседы):

• Какой снег лежит на земле?

• Какая стала земля?

• Какую шубу надела девочка (шапку, шарф, рукавицы?

• Какого снеговика она слепила?

• Какой кот сидит около девочки?

• и т. д.

Логосказки

«Оранжевая сказка»

Наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями…

В лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разожгли огромный костёр. Девочка подошла к дереву.

- Здравствуй, клён!

- Здравствуй! – прошелестел клён, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.

- Это мне? – спросила девочка.

- Тебе… - снова зашелестел клён, и снова оранжевые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

- Спасибо, но зачем ты роняешь такие красивые листья?

- Я готовлюсь к зиме, - ответил клён…

И снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала целую охапку оранжевых кленовых листьев и принесла домой…

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.

Заучивание стихотворений.

В процессе заучивания стихотворения, ребенок многократно повторяет словосочетания одного цвета.

Красный шарик

Прозрачный красный шарик

На нитке я держу,

Через прозрачный шарик

На всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

И красный солнца шар,

И много, много красного,

Как будто всё пожар.

Н. Сидельникова

Зима

Белые шапки

На белых берёзах,

Белый зайчишка

На белом снегу,

Белый узор

На ветвях от мороза,

По белому снегу

На лыжах бегу.

А. А. Яхнин

Жёлтое стихотворение

Жёлтое солнышко

Ярко сияет,

Жёлтая бабочка

Быстро летает,

Жёлтого цвета

У мальчика майка,

От жёлтых цветов

Пожелтела лужайка.

Подвижные игры

В процессе этой игры можно показывать картинки по содержанию.

«В зелёном лесу»

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

(маршировать)

Зелёный листок как флажок я несу.

(вытянуть правую руку вперёд)

Зелёная шишка под ёлкой лежит,

(наклониться вперёд, «взять шишку»)

Зелёная музыка где-то звучит,

(приложить сначала правую ладошку к правому уху, затем левую – к левому)

Зелёный кузнечик в зелёной траве

(прыгать на обеих ногах)

Играет зелёную песенку мне.

(имитация игры на скрипке).

Релаксационные упражнения.

Эти упражнения проводятся по обычной методике, но используются тексты с преобладанием названия определённого цвета и представлением соответствующих предметов (объектов, например:

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами ещё голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Графические задания.

Раскрашивание картинок, составление словосочетаний.

Игра «Почтальон»

Игровой персонаж (почтальон) приносит детям конверт определённого цвета. В конверте – карточки с нераскрашенными предметами.

Дети должны догадаться, в какой цвет они будут раскрашивать картинки (он соответствует цвету конверта). В процессе игры дети составляют словосочетания, правильно согласовывая прилагательные и существительные.

Литература:

• Нищева Н. В. Разноцветные сказки. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004;

• Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994;

• Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. – СПб. : Дельта, 1998;

• Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. – СПб. : Дельта, 1998;

• Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль. : «Академия развития», 1997;

• Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988;

• Борякова Н. Ю., Соболева А. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М. : «Гном-Пресс», 1999 и др.

Спасибо за внимание!

Из опыта работы учителя – логопеда МДОУ «Детский сад № 108 г. Петрозаводска Суси И. Л.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых методов и приемов в работе с детьми Игра -помогает ребенку раскрепоститься и снять нервное напряжение. Игровые методы: - воображаемые ситуации, - дидактические игры. Они делятся.

Дидактическая игра как средство формирования навыков словоизменения у детей дошкольного возраста Одним из важнейших условий формирования грамматического строя речи и навыков словоизменения в частности, является организация развивающей.

Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается.

Использование игровых методов и приемов в работе воспитателя дошкольного учреждения Все мы любим играть с детьми. Игра снимает нервное напряжение и помогает раскрепоститься ребенку. Игровые методы: - воображаемые ситуации,.

Использование игровых приемов в работе с дошкольниками с нарушениями речи в различных видах деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УТОЧНЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.

Консультация для воспитателей «Использование игровых приёмов в работе с детьми» Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов в работе с детьми» Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе» Мастер-класс для педагогического коллектива на тему «Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками» Разработала.

Использование игровых приёмов в логопедической практике Пояснительная записка к презентации «Использование игровых приёмов в логопедической практике» Цель: Представление опыта работы. Данные игровые.

Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов Формирование элементарных математических представлений Осуществляется, прежде всего, на занятиях и закрепляется в разных видах детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в работе по развитию навыков словоизменения с элементами цветотерапии
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 21:31
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД