МААМ-картинки

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога

Ольга Кочиева
Использование игровых технологий в работе педагога-психолога

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Публикация «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

В психологической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающе-профилактической работы с детьми. Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. В своей работе использую игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию самооценки, развитие произвольности; использую коммуникативные, дидактические, интерактивные игры. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.

Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. В этот период активно участвую в проведении игр с детьми. Первые игровые ситуации всегда фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод” и “Выдувание мыльных пузырей”. Начиная с двух - трех лет основная задача игр - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в нем доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

• младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);

• средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

• старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация).

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога-психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий и т. п.

Кроме того, игровые технологии использую в психопрофилактический работе с педагогическим коллективом, организуя тренинговую работу, направленную на сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения, профилактику эмоционального выгорания, развитие творческого мышления и креативности.

Главный компонент игровых технологий - непосредственное и систематическое общение участников образовательного процесса.

Игровые технологии :

- активизируют педагогов;

- повышают познавательный интерес;

- вызывают эмоциональный подъем;

- способствуют развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры.

Игровые тренинговые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных участников. Игровые технологии помогают педагогам раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

Публикации по теме:

Использование игровых методов и приемов в работе с детьми Игра -помогает ребенку раскрепоститься и снять нервное напряжение. Игровые методы: - воображаемые ситуации, - дидактические игры. Они делятся.

«Использование современных образовательных технологий в работе педагога» ИКТ- это информационно-коммуникационные технологии. Мы живем в современном обществе, где важное значение приобрела техника, электроника.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование кляксотерарии в работе педагога-психолога. «Живые кляксы» Работая педагогом-психологом в дошкольном подразделении ГБОУ СОШ №1716 "Эврика-Огонек" с детьми с нарушениями речи, я близко столкнулась.

Использование современных игровых технологий и элементов психологии на уроках английского языка Нужно ли детям ранее обучение иностранному языку? По этому вопросу мнения очень часто расходятся. Кто-то считает, что пока ребенок не овладеет.

Использование игровых педагогических технологий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Отчет о работе педагога-психолога Отчет о проделанной работе за 2014 учебный год педагога-психолога Ю. В. Адищевой (0,5 ставки) В 2014 учебном году деятельность была направлена.

Паспорт проекта по применению игровых технологий в работе с дошкольниками «Поиграй со мною» Паспорт проектаТема: «Поиграй со мною».Автор: Воспитатель Поносова Светлана Федоровна. Направление: Образовательные области: Познавательное,.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морское приключение». Программные задачи: Образовательные: упражнять в ходьбе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в работе педагога-психолога
Опубликовано: 26 октября 2015 в 22:55
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД