Получи документы

Использование интеллектуальных карт как средства формирования понимания значения слов у старших дошкольников с ОНР III уровня

Оксана Боровикова
Использование интеллектуальных карт как средства формирования понимания значения слов у старших дошкольников с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Поэтому, само введение ФГТ и проблемы в обучении дошкольников подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Использование интеллектуальных карт как средства формирования понимания значения слов у старших дошкольников с ОНР III уровня» размещена в разделах

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития понимания значения слов у детей. Я взяла метод интеллект-карт и адаптировала в работе с детьми с ОНР III уровня. Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Полезные свойства интеллект-карт :

наглядность – вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

привлекательность – хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Советы по составлению интеллектуальных карт :

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для обновления деталей.

4. Добавляются символы и иллюстрации.

5. Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

7. Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

8. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

9. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможности овладения обобщенным значением слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяют значения и понимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их значения при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается – слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивает свое значение.

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения словарно-семантической стороны речи, формализм употребления количества слов, связи с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог бы никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков, при этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок, подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.

Опыт работы показывает, что дети, имеющие речевые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления лексики.

Важнейшим из таких средств являются наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика обучения детей с речевыми нарушениями предполагает обязательное их использование.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на картинке.

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, т. к. на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря и понимания значения слова. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается, но не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками.

Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения» Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интеллектуальных карт как средства формирования понимания значения слов у старших дошкольников с ОНР III уровня
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование интеллектуальных карт как средства формирования понимания значения слов у старших дошкольников с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Боровикова (УИ 181353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД