Жанна Ковтун
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений.
Публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст - первоначальный этап в жизни каждого ребёнка, в котором закладываются основные знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего его развития и обучения. Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. По ФГОС в качестве обучения дошкольников используется деятельный подход к личности ребёнка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе обучения, воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Развитию элементарных математических представлений дошкольников уделяется особое внимание. Поэтому педагоги ДОУ уделяют значимое внимание формированию у детей интереса к математике. Экспериментирование заинтересует ребёнка обучаться математике. Дети любят экспериментировать, это для них интересно и познавательно. Главное достоинство метода экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления в интересующих их вопросах. В ходе работы по формированию элементарных математических представлений, экспериментирование, представляется тем способом обучения, который помогает ребёнку открыть новые знания за счёт сравнения, измерения, определения формы и размера.
Ребёнок – это природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через его опыт личных ощущений, переживаний действий. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки. Лев Семёнович Выготский.
По мнению автора статьи, дети – это прирожденные исследователи. Это прослеживается в стремлении детей всё исследовать, узнать и постигнуть неизвестное. Они стремятся найти ответы на возникшие у них вопросы. Дети с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Математика по праву занимает главное значение в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, учит логике, развивает гибкость мышления.
Опытно-исследовательская деятельность помогает детям продуктивнее усваивать математические знания и формировать интерес к ним. Исследовательская деятельность в детском саду в основном используется в экологическом и познавательном развитии детей. Интересно было посмотреть, как можно использовать познавательно-исследовательскую деятельность детей, для развития элементарных математических представлений. Наиболее эффективным методом является метод «элементарные опыты». Он позволяет детям совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его путём поиска и эксперимента, даёт им возможность анализировать и добывать необходимые знания. А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом развития ребёнка. Я предлагаю педагогам на занятиях использовать экспериментирование и игровые ситуации, с целью освоения детьми элементарных математических представлений, таких как величина, количества, форма. Опытно - исследовательская деятельность математического содержания используемая педагогами дошкольных учреждений, положительно сказывается на дальнейшем развитие детей, они эффективнее усваивают математические знания. Дети на таких занятиях в первую очередь получают знания необходимые им и огромное удовольствие, так как сами принимают непосредственное участие во время опытов. Такие занятия детям очень интересны и познавательны и дают им незабываемый опыт.
Сократ сказал: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай сделать мне и я пойму».
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает сам как исследователь. Педагог только контролирует процесс. Ребенок узнает новое, непосредственно сам участвуя в опытно-исследовательской деятельности и сам делает выводы.
Вывод: Таким образом, использование опытно-исследовательской деятельности математического содержания положительно сказываются на дальнейшем развитие ребёнка, на общем интеллектуальном развитии его (развиваются умственные операции и процессы).
Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому они им интересны.