Людмила Анатольевна Берлизова
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Внедрение инновационных технологий в образование, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в детских садах. Решение о включении в работу с детьми современных технических устройств не дань моде, а результат длительного педагогического поиска специалистами нашего учреждения эффективных методов и технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах
Для детей с речевыми нарушениями характерно качественное своеобразие общего психологического развития, которое выражается в слабой познавательной активности, безынициативности, эмоциональной невыразительности. У таких детей узок кругозор, часто они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными каждому дошкольнику. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых игр, сюжетных рисунков, к скудности речевых средств, используемых ребенком как в быту, так и в учебной деятельности.
Именно поэтому, наряду с применением традиционных средств коррекционного воздействия педагоги нашей ДОО широко используют компьютерные развивающие и коррекционные технологии как средство обогащения содержательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, соответствующее возрастным интересам старшего дошкольника, этапу его развития и задачам конкретного этапа коррекционной работы. Основной целью использования компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи является повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.
Наш детский сад располагает качественными компьютерными программами «Игры для Тигры», «Увлекательная грамота для детей 5-7 лет» направленными на коррекцию речевых нарушений и обучению грамоте, а также созданы собственные компьютерные презентации по всем лексическим темам и коррекции звукопроизношения, медиотека артикуляционных,пальчиковых,зрительных гимнастик, динамических пауз. Мультимедийные презентации применяются при работе с детьми с ОНР, у которых часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточно сформированы представления об окружающем мире. Кроме того, у многих детей на занятиях отмечаются тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Технология создания презентации в программе Microsoft Power Point не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. Использование компьютера на логопедических занятиях позволяет решить многие коррекционные задачи: развитие внимания, мышления, усидчивость и как следствием формирование правильной речи. Ребенок, выполняя задание на компьютере, является его полноправным партнером, с которым просто, легко и интересно познавать неизведанное, исследовать самого себя, свои способности и возможности, что очень важно в коррекционной логопедической работе.
Одним из актуальных направлений внедрение информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяют логопеду, воспитателю привнести эффект наглядности в занятия и помогают ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Преимущества логопедических занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point :
- благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме;
- использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным;
- дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок – призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Работу по использованию информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе мы строим на основе интегративного подхода в организации коррекционно-образовательного процесса. Данный подход предполагает:
- совмещение педагогической деятельности учителя-логопеда, воспитателя в сходные по тематике блоки на основе лексико-грамматических циклов;
- совмещение содержания программного материала каждого занятия каждым специалистом коррекционного обучения на материале основной образовательной, коррекционных программ и содержания игр компьютерных программ.
Создание учебной презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-7 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не могут длить дольше этого времени. После занятия необходима небольшая гимнастика для глаз.
Использовать компьютер на подгрупповых и групповых занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора и пр. На индивидуальных занятиях компьютерные презентации рациональней применять при автоматизации звуков и совершенствованию лексико-грамматических категорий, с учетом принципа системного подхода в обучении и воспитании.
Благодаря включению новых технологий с использованием компьютера в коррекционно-развивающую работу с детьми с речевыми нарушениями достигнуты следующие результаты:
- определены подходы к интеграции содержания основной образовательной и коррекционных программ;
- разработан комплекс интегрированных занятий на основе лексических тем ;
- повысилась эффективность коррекционного обучения. В процентном отношении за последние два учебных года эффективность коррекционно-образовательного процесса по детскому саду составила 92%;
- обеспечена профилактика появления у детей вторичных расстройств, снижен риск социальной дезадаптации будущих школьников за счет создания у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях их организации. ;
- значительно обогатился зрительный ряд занятий по ознакомлению с окружающим, досуговых мероприятий с использованием мультимедийной техники и включения в зрительный ряд содержания занятий, праздников, театрализованных представлений как стандартных картинок, так и рисунков детей, коллажей, выполненных совместными усилиями детей, педагогов и родителей;
- повысился интерес и доля участия родителей в реализации задач коррекционно-образовательного процесса с использованием компьютерных средств в условиях детского сада и семьи.
В качестве перспективы нашей дальнейшей работы мы видим :
- использование компьютерных презентаций для свободного пользования всеми участниками коррекционно-образовательного процесса в удобной для них образовательной среде детского сада и удобном режиме работы;
- расширение программного обеспечения, разработанного образовательными учреждениями специального (коррекционного) образования;
- более широкое и активное вовлечение воспитателей и родителей в организацию образовательного процесса с использованием информационных технологий.