Лучший педагог года

Использование конструирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Cофья Землякова
Использование конструирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки на ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные, структурные и функциональные признаки. К техническому типу конструкторской деятельности относится:

1) Конструирование из строительного материала

2) Конструирование из деталей конструктора

Публикация «Использование конструирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

3) Конструирование из крупногабаритных модульных блоков

В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

К художественному типу относится:

1) Конструирование из бумаги

2) Конструирование из природного материала

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Конструирование из строительного материала

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольника. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп : настольных, для игр на полу, водворе. Среди них тематические, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда в качестве дополняющего основной строительный набор.

Во время занятия материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует разнообразные мелкие игрушки. Дети, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Конструирование из деталей конструктора

В детском саду могут быть разные тематические конструкторы, имеющие прочные способы соединения.

Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления можно отнести к техническом типу конструирования.

Конструирование из бумаги

Конструирование из бумаги, картона, коробок катушек и др. материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Эти материалы широко используются для изготовление различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Конструирование из природного материала

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная с младшей группы. Это прежде всего снег, песок, вода.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала. При этом используется специфика самого природного материала, его многофункциональность, позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма.

Для развития творческого воображения в этом виде конструирования, принципиально важно научить детей анализировать природный материал, в начале как основу будущего образа, а затем – как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения», сформировать также приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.

Компьютерное конструирование – относительно новый вид конструирования в практике детского сада, так как использование компьютера ограничено включено в систему НОД. Работа на компьютере самым тесным образом переплетается с практическим конструированием и способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представить объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении.

Конструирование из крупногабаритных модулей

Еще один вид относительно новых форм конструирования.

Дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное. Крупные модули делятся на 2 типа: объемные и плоскостные. И в соответствии с этим можно создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предмета окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Формы организации обучения детскому конструированию

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала, конструкторов и т. п., как правило показывает способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертания отдельных составляющих ее элементов скрыто.

Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как, правило, подчеркивают практическое ее значение. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздается внешнее и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализоваться в случае обучения детей сначала построению простых схем – чертежей, отражающих образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.

Конструирование по замыслу. Здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать, но дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, конструирование по замыслу не является средством обучения созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а так же переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каркасное конструирование. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки и последующую демонстрацию всей конструкции. В конструировании такого типа, ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование конструирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД