Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Ирина Сироткина
Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с проблемами речи. Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, вступает с партнером в игру, обсуждает действия, происходящие в совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются нарушения всех компонентов речи. Поэтому, формирование связной речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Важную роль в структуре логопедической работы занимает логопедическая гимнастика. Логопедическая ритмика – одно из средств развития речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В логопедической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Логопедические упражнения развивают функциональные системы ребенка с ОНР, его дыхание и слуховое восприятие, артикуляционный аппарат, голосовую функцию, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, таким образом, развивая речевую функциональную систему через неречевые психические процессы. Логоритмические занятия дают возможность преодолевать проблемы в связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем развития, воспитания, коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти – слуховую, зрительную, двигательную.

Логоритмика включает следующие элементы: упражнения активизирующие слуховое, зрительное внимание, память, воображение; ходьбу различного характера в разных направлениях; упражнения на развитие координации общей и мелкой моторики; пальчиковую гимнастику; песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук; коммуникативные игры и танцы; танцевальные движения и партнерскую гимнастику; упражнения на релаксацию. На каждом занятии обязательно используются яркие атрибуты. Все упражнения делятся на две группы. В первую группу входят упражнения, развивающие неречевые процессы: общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства ритма, музыкального темпа, развитие психических процессов. Во вторую группу входят речевые упражнения: развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением, формированием фонематического слуха. Все задания подбираются в зависимости от речевого деффекта. В занятия по логоритмике включаются пальчиковые игры, массаж пальцев, гимнастика для глаз, сихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Таким образом, включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР позволяет решать не только коррекционные, оздоровительные задачи, но и дает возможность укреплять и усиливать полученный положительный эффект путем логоритмического воздействия.

Список литературы

1. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. А. Е. Воронова. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2005. М. Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2006.

4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.

Публикации по теме:

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 12 июня 2019 в 19:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июня. День поделок из кукурузного талаша на МААМ

Наступает пора созревания и уборки кукурузы. А это значит, что люди творческого склада могут рассчитывать на большое количество замечательного природного материала для создания поделок – кукурузного...

27 июня. Всемирный день рыболовства

«Ловись, рыбка, большая и маленькая» — известная поговорка из русской народной сказки вполне может стать девизом Всемирного дня рыболовства, который отмечается 27 июня. Это праздник профессионалов и...

Фотоочерк «Резьба по дереву на Руси»
Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества – вырезывание из...
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления...
Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу моря...
Картотека «Загадки о кошках, котах и котятах»
39 загадок про кошку Фото из окна. Соседская кошечка у меня в саду. *** Мохнатенькая, усатенькая. Сидит, песни поёт. ( Кошка) *** В мягких...