Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками

Ирина Халамеева
Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками

Консультация для педагогов.

Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры, фольклор относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества.

В тот момент, когда ребенок  поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, ребенок длительное время в течение дня находится без родителей; в его жизнь вводится много новых требований; постоянный контакт со сверстниками; пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать  безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду.

Известный педагог Л. Н. Павлова говорила  том, что фольклор – действенный метод гумманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Детский фольклор, как часть фольклора,представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это- малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора, используемые в детском саду и дома:

Колыбельная песенка (пестушка, потешка)

Прибаутка

Закличка

Пословица

Считалка

Скороговорка

Загадка

Игра

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку.

Баю-баюшки, баю, 

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток

Там пташки поют

тебе спать не дадут.

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.  Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Ёж)

В воде купался, а сух остался.

(Гусь)

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

друг друга не обходят.

(Месяцы)

Есть семь братьев, годами равные именами разные.

(Дни недели)

То черное полотно, то белое полотно закрывает окно.

(День и ночь)

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался груздем — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорога ложка к обеду»

«Да, кудри извилин не заменят!»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

Поговорка— словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался груздем — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорога ложка к обеду»

«Да, кудри извилин не заменят!»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

***

Дядя хрюша - повторюша, 

А по имени Индюша.

Все тарелки облизал,

А спасибо не сказал!

***

Я скажу тебе на ушко

Про зеленую лягушку.

Никому не говори,

Потому что это ты.

Припевки служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой. Например, пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали её уговаривать:

Улитка, улитка, выпусти рога!

Дам конец пирога и кувшин творога,

А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.

Танцевала рыба с раком,

А петрушка – с пастернаком.

Скороговорки изначально были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились и прочие полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки — сложновыговариваемые фразы, изначально придуманные для развлечения детей. Но вскоре обнаружились и другие полезные свойства этой забавы. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы дети учились правильному произнесения слов, получая удовольствие от такого процесса. Поэтому картины, которые в них изображены, зачастую вызывают смех и улыбку.

***

Бобр Добр для бобрят.

***

Бобры Добры идут в боры.

***

Дятел дуб долбил, да не додолбил

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи

Пестушка  – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Публикации по теме:

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия Нечаева Елена Викторовна логопед Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей» Цель: закрепить знание детей патешек ; Задачи: Образовательная: уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном.

Конспект НОД в средней группе «Весенняя сказка» с использованием малых фольклорных форм Конспект НОД в средней группе на тему: «Весенняя сказка» (использование малых фольклорных форм) Конспект НОД в средней группе по интеграции.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных формРазвитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Развитие компьютеризации, низкопробной литературы, безграмотное говорение с экранов телевизора,.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками
Опубликовано: 25 октября 2017 в 23:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Вербное воскресенье

Вербным называется шестое воскресенье Великого Поста, последнее перед Пасхой Христовой. Это день большого христианского праздника, смысл которого – воспоминание о торжественном входе Иисуса в Иерусалим, в...

Фотоотчет «Субботник» (средняя группа)
"Субботник" группа Домисольки 20 апреля в МАДОУ ЦРР №19 прошел субботник. Цель субботника понятна каждому –сделать наш детский сад...
Лэпбук по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»
Лэпбук по математике "Геометрические фигуры и тела" предназначен как для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, так и совместной...
«Весна — красна в гости к нам пришла!»
«Весна – красна в гости к нам пришла! » Непрерывная образовательная деятельность с детьми 6 – 7 лет. ОО «Художественно-эстетическое развитие»...