Получи документы

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия

Елена Нечаева
Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия
▼ Скачать + Заказать документы

Нечаева Елена Викторовна

логопед

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятиях.

Рекомендация для педагогов и родителей

Песенки, потешки, прибаутки, считалки, поговорки, скороговорки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками. Именно с малых фольклорных форм у ребенка начинается знакомство с народной культурой, с художественным словом. В наше время от детей от детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Важно, что педагоги и по сей день используют этот материал в работе с детьми.

Публикация «Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия» размещена в разделах

Сегодняшнему дошкольнику непонятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. А речь, как средство выражения мысли, является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: «. воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка формируются эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по воображению. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с ма-лышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с понятиями, оставшимися в прошлом.

Незатейливые по содержанию и простые по форме малые жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия, дикции, формирования правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Однако среди такого огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи. Особо хотелось бы остановиться на опыте использования скороговорок как средства закрепления правильного звукопроизношения.

Роль скороговорок, как речевого материала, велика и справедлива мысль Максакова А. И. о том, что «скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Скороговорки - это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщены одинаковыми звуками. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти, для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно, для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями). Кроме того, игра слова в скороговорках становится источником веселья. В одной фразе нарочито совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя и остаются просто игрой, что необходимо в работе с дошкольниками.

Заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном темпе, при этом логопед должен четко произносить все звуки в словах. Есть одно важное правило: использовать скороговорки можно лишь тогда, когда ребенок уже устойчиво употребляет отрабатываемый звук в речи.

При отработке скороговорки необходимо убедиться, что ребенку понятны все слова и выражения, а также смысл в целом. Для этого логопед может задать вопросы по содержанию, вопросы можно задать и к каждому слову в отдельности. Ребенок отвечает одним словом, употребляя слово в нужной грамматической форме.

Например: Наша кошка на окошке ушки моет.

Кто моет ушки на окошке? (Кошка.)

Чья кошка моет ушки на окошке? (Наша.)

Где наша кошка ушки моет? (На окошке.)

Наша кошка на окошке что делает? (Моет.)

Наша кошка на окошке моет что? (Ушки.)

В подготовительной к школе логопедической группе в своей работе придерживаюсь методики А. М. Бородич. Прежде всего подбираю нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Автор рекомендует заучивать 1-2 скороговорки в месяц - это 8-15 на учебный год.

Новую скороговорку произношу наизусть в замедленном темпе,

отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз,

негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно, вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).

Для повторения скороговорки сначала вызываю детей с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяется инструкция: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим логопедом. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им

овладели, мы разнообразим задания: произнести заученную скороговорку

громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми

детьми менять и темп.

Общая длительность таких упражнений – 3-10 минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по подгруппам: первая подгруппа: "Из-за леса, из-за гор…"; вторая подгруппа: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – подгруппами. Первая подгруппа: "Расскажите про покупки". Вторая подгруппа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про

покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизирую детей, развивают их произвольное внимание.

При повторении скороговорки детей периодически прошу подойти ко мне, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Тактичнообращаю внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.

Благодаря методике Бухвостовой С. С. использую занимательные упражнения на изменение в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения логического ударения. Дети легко, свободно и с удовольствием выполняют такие задания.

Вполне оправдывают себя и другие упражнения. Они имеют своеобразную форму диалога, построенного по типу «вопрос – ответ».

Например: Вопрос: «Ткач ткет ткани на платок Тане?»

Ответ: «Ткач ткет ткани на платок Тане.»

Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это

упражнения по технике речи. Но по мере того как дети усваивают содержание самих текстов, овладевают умением произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса. Можно предложить задания и более творческого характера. Передать, например, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или

намерения. Например, перед ребенком поставлена задача выразить огорчение («Ученица-озорница получила единицу», удивление («Радуга-коромысло полукругом над рекой повисло», просьбу, пожелание, нежность или ласку («Береги нос в сильный мороз»).

Народная культура, литература – неиссякаемый источник художественного слова. Ни в каких других литературных произведениях, не найти такого оригинального сочетания труднопроизносимых звуков и продуманного по звучанию расположения слов. Использование скороговорок дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию скороговорки и другие малые фольклорные жанры могут быть широко использованы в практике логопедов и других педагогов детских образовательных учреждений, а также родителями.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные качества, обогащаются знания о природе и окружающем мире.

Примерный речевой материал для логопедических занятий

Прочитайте скороговорки сначала в быстром темпе, затем в умеренном, потом быстро. Ребенок должен повторить их так же.

Скороговорки для закрепления произношения и различения свистящих звуков С, З, Ц.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Коси, коса, пока роса, роса долой и мы – домой.

Косарь Касьян косой косит косо,

Не окосит косарь Касьян покоса.

Саня гуляла в лесу,

Увидала в лесу лису.

У маленького Сани сани едут сами.

У осы не усы, а усики.

Сене все бы спать на сене.

Видит волк козу – забыл и грозу.

У Зои коза под замком.

Молодец птенец, не боится овец.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

Мой отец пасет овец.

Скороговорки для закрепления произношения и различения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Обожгли кошки об огонь ножки.

Шуба лежит, а шкура дрожит.

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла шею и уши.

Леша и Клаша едят пшенную кашу.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Не живут ужи, где живут ежи.

В шалаше шесть шалунов.

Шиш шапки шьет, на окошко кладет.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Пекарь пек калачи в печи.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь.

Никому нашего чеботаря не перечеботарить.

В нашей печурке – три чурки.

Испеки в печи калачи

Да на стол мечи горячи.

Скороговорки для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Ужа оса ужалила,

Ежу ужасно жаль его.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше лишь шмель шумит,

Там, свернувшись, Саша спит.

Слишком много ножек у сороконожек.

Саша шапкой шишку сшиб.

За шоссе шуршали мыши в камыше.

Саше дали кашу,

А Клаше простоквашу.

Бежит лиса по шесточку,

Лизни, лиса, песочку.

В лесу слышен шелест листьев.

Шишки на сосне, шашки на столе.

На солнышке выросли подсолнушки.

Серая кошка сидит на окошке.

Мишки собирают шишки.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Слишком много ножек у сороконожек.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Железный замок заржавел.

На живом все заживет.

Конь бежит, земля дрожит.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Слышу, лиса, про твои чудеса.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

Скороговорки для закрепления произношения и различения сонорных звуков Л, Р.

Лиса в лесу лапотки плела.

Сшит колпак, да не по колпаковски.

Сел сокол на гол ствол.

В Луку Клим луком кинул.

Мылась Мила мылом.

Коля колья колет.

Около кола колокола.

Поля поле полет.

Кол около стола. Стол около кола.

Уродись, репка, ни густа, ни редка.

Отвори, Увар, ворота.

У двора на траве дрова.

Вашему понамарю нашему понамарю не перепономарить.

Топоры остры до поры.

Трое трубачей трубят в трубы.

По бревну бобры бредут.

В озере – карп, а в море – краб.

Скороговорки для дифференциации звуков Л – Р.

Ворон, ворон, хвост обломан.

Прокоп полол укроп.

Проворонила ворона вороненка.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

Взял Валерка тарелку.

Орел на горе, перо на орле.

Под потолком висит полколпака гороху.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.

Список использованной литературы :

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981.

3. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976.

4. Гуськова А. А. «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи». // Логопед. – 2008г. - №5. – С. 66.

5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М. : Педагогика, 1978.

6. Мещерякова Л. В. «Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ». // Логопед. – 2004 г. - №1. – С. 82.

7. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей : Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2003.

8. Сазонова С. Е., Малинина О. В. «Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста». // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008 г. - №9. – С. 47.

9. Хватцев М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. Спб. : Дельта; М. : Аквариум, 1996.

10. Хрестоматия для маленьких. /Сост. Л. Н. Елисеева. – М. : Просвещение, 1975.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют.

Доклад для родителей «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей» с использованием ИКТ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Нечаевский детский сад» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Доклад.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей» Цель: закрепить знание детей патешек ; Задачи: Образовательная: уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников. Развитие речи младших дошкольников на сегодняшний день является одной.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании к-г навыков Программное содержание: - в доступной форме, через использование УНТ, учить детей проявлять уважение к своему здоровью; учить видеть недостатки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия
Опубликовано: 21 августа 2017 в 18:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нечаева (УИ 1241158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД