Получи документы

Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами

Эльмира Наринян
Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами

В настоящее время отмечается, что до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения, которые затрагивают различные компоненты речи.

Публикация «Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами» размещена в разделах

Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи.

Рисунок 1. Речевые нарушения детей старшего дошкольного возраста

В нашем Центре развития ребенка из 56 воспитанников старшего дошкольного возраста 40% детей (22 ребенка) с речевыми нарушениями. Из них 12 детей с диагнозом НВОНР с дизартрическим компонентом,7 детей с дислалией, 3 ребенка с легкой формой дизартрии и фонетико-фонематическим недоразвитием (рисунок 1).

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. Со стороны эмоционально-волевой сферы у детей логопатов наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость; раздражительность или общая заторможенность; замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В коррекционной работе эмоциональной сферы детей с речевыми нарушениями мною используется метод «Мандала». В переводе с санскрита – «круг», «центр». Это известный, но мало используемый в практике психологов коррекционный метод. Мандалотерапияэто безопасный и естественный способ:

- диагностики нарушений в психо-эмоциональном состоянии ребенка;

- снятия внутреннего напряжения и тревожности;

- развития произвольности поведения;

- развития мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок :

1. Показать ребенку весь набор мандал.

2. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.

3. Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей – по степени пресыщения работой.

4. Психолог фиксирует состояние напряжения, расслабленности, связанное с процессом работы.

5. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

6. Проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

7. Создание собственных мандал из разнообразного материала (пуговки, бусинки камушки, различные крупы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки.

Раскрашивание мандалы имеет смысл, если дети выбрали её сами.

Ребенок раскрашивает её от середины к краю. Это и есть способ

релаксации и расслабления. Следует отметить, что однообразные действия руки успокаивают ребенка и требуют концентрации внимания, тем самым снимая внутреннее напряжение. В этот момент высвобождается та психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Он начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративного поведения, негативизма, агрессии уступает место креативности, творчеству.

Работа с мандалой также развивает произвольность поведения, мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность, обогащает новыми впечатлениями и активизирует интегративные процессы в бессознательном.

Психолог может диагностировать те или иные личностные проблемы, наблюдая за тем, как ребенок выбирает и раскрашивает мандалу, какие выбирает цвета, фиксируя высказывания ребенка во время раскрашивания.

Дети не только раскрашивают готовый шаблон, но и сами создают мандалу из зерен, семечек, из фасоли, различных круп, бусин, ракушек и т. д. Это помогает ребенку снять эмоциональное напряжение и найти свой внутренний ресурс.

Детям, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, можно рекомендовать создание мандалы с помощью мозаики, которую легко разобрать и построить заново. Над мозаичными элементами ребенок обладает большим контролем, чем над красками. Можно утверждать, что возможность контролировать процесс повышает у ребенка уверенность в себе.

Известная идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка о том, что при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может делать самостоятельно, на примере мандалотерапии оправдывает себя. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной, иными словами, ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а уже имеющийся потенциал дает ребенку возможность обратиться к естественным еще не использовавшимся внутренним ресурсам.

Литература

1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Речь, 2002. – 144с.

2. Копытин, А. И. Основы арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Лань, 1996 – 256 с.

3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПБ: Речь, 2003.

4. Цайри, А., Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы / А. Цайри, Э. Осипук // Школьный психолог. – 2007. – №4 (386). – С. 6.

Публикации по теме:

Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15» Использование интерактивной.

Доклад «Использование наглядного моделирования в коррекционной работе» Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.

Использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения, дидактических игрИспользование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения, дидактических игр Использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения, дидактических игр. При работе с детьми, имеющими нарушения зрения,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми-логопатами Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР» Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение.

Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Актуальность В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие.

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда Цель: повысить свой профессиональный уровень и повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 08:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД