Лучший педагог года

Использование мандалотерапии в работе с родителями

Татьяна Ткаченко
Использование мандалотерапии в работе с родителями

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Общеизвестно, что родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, - все это закладывается в дошкольном детстве. Известно, что профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у ребенка должна начинаться с родителей. Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимание в семье. Одна из форм работы с родителями – мандалотерапия.

Публикация «Использование мандалотерапии в работе с родителями» размещена в разделах

Мандала (mandala) - в переводе с санскрита означает «круг» или «центр». Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя его как способ снова сблизиться с природой. Рисунок мандалы чаще всего симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром, внутри круга обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Вовремя рисования устанавливается контакт с внутренним «Я», с интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть во время творческого процесса. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

Техника «Мандала» в работе с родителями может использоваться :

1. при консультативной работе педагога с родителями;

2. в целях изучения детско-родительских отношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).

Также есть и другие возможности применения мандал в работе учителя-дефектолога со взрослыми, это:

• При пессимизме и депрессии

• Сопровождение адаптации

• Семейные ситуации

• Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Как работает мандала? Родителю предлагаю изобразить свою проблему в круге, в образах и цветах, как он ее чувствует. Простой способ начать работу — это нарисовать круг. Он может быть на листе, и может быть вырезанным. Рекомендуется всегда начинать с круга, чтобы потом сконцентрироваться на этой форме или дополнить его, создав сложную игру линий и форм, геометрических фигур. Цвет, который мы наносим на одном участке, должен оставаться таким или измениться, создавая рисунок на всей мандале. Говорю родителям, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, который нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Возможно, в процессе работы возникнет какой-нибудь тон, о котором мы не думали или даже который нам не нравится. Возможно, мы почувствуем раздражение, данный цвет и его значение появятся в мандале тем или иным образом, поэтому мы должны избегать размышлений и позволить цветам возникать самим. Можем сделать наоборот: выбрав определенные цвета, с которыми необходимо работать конкретному взрослому. Например, использовать те цвета, которые не нравятся и проработать конфликтную составляющую или цвета времен года или праздников. С другой стороны, может быть, посмотрев на мандалу в черно-белом варианте, родитель вообще не захочет вообще добавлять цвет. В этом случае можно пофантазировать воображая цвета, которыми можно было бы разкрасить мандалу, или сосредотачиваясь на ее контурах, сочинить сказочную историю, стихотворение для этой фигуры - эта медитативно-ресурсная работа также даст ощущение спокойствия и стабильности.

Со временем, возможно, родителю захочется самостоятельно создать свои собственные мандалы. Поэтому мы можем рисовать формы и затем раскрашивать их, приклеивать цветную бумагу, фотографии, ракушки, песок, листья деревьев, цветы, ткань, создавать альбом мандал, анализируя жизненные процессы личности. При этом важен не тип предметов и материалов из чего создана мандала, а возможность выразить свои чувства. Воображение не ограничивается, любой выбранный материал для мандалы будет служить путем к внутреннему миру и быть не только физическими и осязаемыми объектами, но и образами ума, чувств, эмоций, снов и т. п. Как только мандалы закончены, мы можем например, вставить в рамку те, которые нам особенно нравятся (рамка не должна быть слишком изящной, чтобы не отвлекать внимание от сущности мандалы, обрезать, чтобы сделать их подвижными или повесить их на стену.

Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

Существуют правила работы при использовании мандалы :

1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть родитель сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

2. Выбор мандалы и сюжет работы родитель осуществляет самостоятельно.

3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) родитель выбирает самостоятельно.

4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

5. Учитель-дефектолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.

6. Осуществляется принцип невмешательства в работу взрослого без его согласия.

7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

9. После работы важно дать возможность родителю проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)

Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе учителя-дефектолога.

Публикации по теме:

Использование QR кодов в работе с родителямиИспользование QR кодов в работе с родителями Это современный формат общения, мобильный, доступный с любого телефона, гаджета. Что значит современный? это значит, что для получения информации.

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Преимущество и использование сайта в работе с родителямиПреимущество и использование сайта в работе с родителями «Преимущество и использование сайта в работе с родителями". В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование театрализованной деятельности в работе с родителямиИспользование театрализованной деятельности в работе с родителями «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему» (русская народная пословица) Сколько бы мы, педагоги, не старались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мандалотерапии в работе с родителями
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 18:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД