Папки-передвижки

Использование математических дидактических игр в работе с детьми

Марина Басиньская
Использование математических дидактических игр в работе с детьми

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Публикация «Использование математических дидактических игр в работе с детьми» размещена в разделах

Первоначальное усвоение математических представлений в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления.

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

Эффективность формирования математических представлений возрастает, если учитываются индивидуальные особенности детей, поэтапность формирования математических представлений в онтогенезе, а также ведущая деятельность ребенка на данном возрастном этапе. Учитывая, что для детей старшего дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, наиболее эффективное развитие происходит в процессе игры.

Возможности игровых технологий обеспечивают успешные условия развития детей, способствуют формированию всех когнитивных процессов и математических представлений главным образом. Такими условиями формирования математических представлений в условиях организации игр являются:

-в процесс игры перед ребенком стоит задача не только получить определенный результат, но и соблюдать правила игры, что позволяет самостоятельно находить решения, применять уже усвоенные алгоритмы.

- в процессе игры дети могут не только проговаривать запомненный материал, но и оперировать им, использовать ранее полученные знания в практическом плане.

Успешное решение задачи математического развития дошкольников возможно не только в процессе непосредственного обучения во время специальных занятий, но и в процессе применения во время занятий игровых при мов и упражнений, при широком использовании дидактических игр и упражнений. Игры благотворно влияют не только на развитие математических представлений, но и на сохранение и дальнейшее обогащение сенсорного опыта, развитие представлений о свойствах и качествах явлений и предметов и т. д. В дидактических играх дети приобретают и закрепляют знания о свойствах предметов, овладевают умением выделять их и сравнивать, продвигаясь в своём математическом развитии. В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес дошкольника к нему, активизировать деятельность

В процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста используются дидактические игры, позволяющие решать программные задачи по всем направлениям: количество, величина, форма, пространство, время.

Так, например, проведение таких дидактических игр, как: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Назови соседей» и т. д. позволило детям научиться свободно, оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. В игре «Считай не ошибись!» дети упражнялись в прямом и обратном счете, усваивали порядок следования чисел натурального ряда.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагались различные виды дидактических игр и упражнений : на овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов («Отгадай, что на моей картинке», «У кого такая же игрушка!», «Найди на ощупь» и т. д., на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Фигурки из цветной мозаики», «Выложи предмет» и др., на ознакомление с разными измерениями предметов («Сломанная лестница»).

С большим удовольствием дети включались в игры на ориентирование в пространстве. Нашей задачей было научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений все дети группы научились определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. В работе были использованы игры «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие.

Для закрепления знаний о днях недели и их последовательности нами были проведены игры «Живая неделя», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово». В играх «Круглый год», «Двенадцать месяцев» закреплялось название и последовательность месяцев.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, каждый педагог ищет новые подходы в своей педагогической деятельности. Для нас таким подходом в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста стало использование математического лэпбука.

Обобщая накопленный опыт разработки пособий данного типа, отметим лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребенок собирает сам, или при помощи взрослого, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, числа и т. д. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребенка.

С другой стороны, лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы, разработка (составление плана, выполнение (практическая часть, подведение итогов. Эффективность лэпбука определяется уже на этапе его создания, ведь дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Определяя роль лэпбука в развитии математических представлений дошкольников, стоит выделить такие важные аспекты. Во - первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во - вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. В - третьих, дети принимают участие в сборе и организации информацию. В - четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (кармашки с карточками или фигурками животных, а так же задания, подразумевающие умение писать, считать).

Такая необычная подача материала, как лэпбук привлекала внимание дошкольников, они часто обращались к данной папке, чтобы полистать и поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя, повторить пройденный материал. Игры с математическим содержанием вызывали особый интерес у большинства детей и приносили детям радость и удовлетворение. Однако мы отмечали, что у некоторых детей возникают затруднения в процессе решения дидактической задачи игры. Мы постарались организовать с такими детьми индивидуальную работу по закреплению некоторых математических представлений (например, представления о частях суток, и днях недели, привлекали к организации игр на занятиях по математическому развитию.

Продолжительная увлеченная игра свидетельствовала, что совместное достижение цели, преодоление трудностей доставляют детям радость. Увлекательная форма работы создавала условия для развития личности, мотивации и способностей к обучению у детей. Они овладели рациональными приемами сравнения, были прочно сформированы сенсорные эталоны, повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Использование дидактических игр и математического лэпбука позволяют сделать вывод о том, что проведенная работа способствовала развитию представлений детей о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, развитию умения определять форму окружающих предметов, дети познакомились со структурными элементами геометрических фигур, с прямоугольником и его характерными особенностями.

Таким образом, система работы по средствам математических дидактических игр способствует более успешному формированию математических способностей, математических представлений и основных при мов логического мышления.

Полученные результаты позволяют судить об эффективности применения математических дидактических игр. Ознакомление детей с математикой наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения, данным требованиям отвечает использование математических дидактических игр.

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование математических дидактических игр в работе с детьми
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 15:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД