Елена Каменева
Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной деятельаности. Представления детей о мире становяатся более широкими, разнообаразными и более обобщенаными (системнаыми и системаатизированными, чем в предыдуащий период детства. Они могут планироавать свою деятельаность, заранее предвидаеть результаат. Рост количесатва вопросов познаваательного содержаания у ребенка, выбор им книг для рассматаривания, прослушаивания и самостоаятельного чтения, сюжеты рисунков свидетеальствуют о возникнаовении повышенаного интереса к социальаной жизни. В поле внимания взрослых всегда должна находитаься безопасаность жизни ребенка. Создавая для этого условия в дошкольаном учреждеании, необходаимо содейставовать овладенаию каждым ребенком навыками безопасаного поведенаия в процессе бытовой, игровой, двигатеальной и других видов деятельаности. Внимание ребенка должно быть направлаено на изучение и овладенаие правилаами дорожноаго движения, некотораыми способаами общения с незнакоамыми людьми, доступнаыми правилаами пожарной безопасаности.
Публикация «Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром» размещена в разделах
В своей работе по формированию у детей старшего дошкольаного возраста основ безопасаного поведенаия на улице, знаний правил дорожноаго движения мы используем методы игрового проектирования. Так нами была реализована проектная деятельность с использованием настольно-печатных игр «Внимание, дорога!», «Дорожная азбука», «Какой нужен знак?», «С Хрюшей через дорогу», сюжетно-ролевая игра «Улица города». В заключение было проведено итоговое познавательно-интегрированное занятие «Экологический транспорт в городе мечты».
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольаного возраста основы безопасаного поведенаия на улице, знание правил дорожноаго движения.
Задачи: Продолжать знакомиать с дорожныами знаками: предупраеждающими, запрещаающими, информаационно-указатеальными.
Познакомить детей с правилаами дорожноаго движения.
Развивать познаваательную активность, способсатвовать развитию коммуниакативных навыков.
Воспитывать осторожаность, вниматеальность, самостоаятельность, ответставенность на дороге.
Рассмотрим подробнее методические материалы, предложенные для использования.
Настольно- печатная игра «Внимание, дорога!»
Дидактическая задача: Знакомить детей с дорожными знаками.
Игровые правила : Участвуют 12 маленьких карточек с дорожными ситуациями и 3 овальные карточки. Если карточки подобраны правильно, изображения знаков на них будут совпадать.
Игровые действия : Для карточек с дорожными знаками подобрать соответствующие карточки с дорожными ситуациями.
Ход игры: играют 2-4 ребенка и взрослый. Взрослый читает надписи на карточках и просит детей объяснить, почему на данной карточке поставлен именно этот знак. Например, знак «Дети» установлен около школы, так как здесь часто переходят дорогу дети - водитель должен снизить скорость и быть особенно внимательным.
Настольно- печатная игра «С Хрюшей через дорогу»
Дидактическая задача: Знакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, правилами пользования общественным транспортом. Развивать активный словарь детей. Воспитывать ответственность на дороге.
Игровые правила : Дойти от дома до школы и вернуться обратно, соблюдая все правила. За любое нарушение правил дорожного движения игрок получает штрафную карточку.
Игровые действия : игроки передвигают свои фишки по игровому полю по результатам броска кубика.
Настольно-печатная игра «Какой нужен знак?»
Дидактическая задача: Знакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, с правилами поведения в общественных местах.
Игровые правила : Участвуют 12 больших карточек с дорожными ситуациями и 24 маленькие карточки с дорожными знаками.
Игровые действия : Для карточек с дорожными ситуациями подобрать карточки с дорожными знаками.
Ход игры: Играют 2-4 ребенка и взрослый. Дети называют маленькие карточки с дорожными знаками и раскладывают их на большие карточки с дорожными ситуациями. Объясняют самостоятельно или с помощью взрослого, почему данный знак поставлен именно здесь.
Настольно- печатная игра «Дорожная азбука»
Дидактическая задача: Знакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, с правилами поведения в общественных местах.
Игровые правила : Участвуют карточки с дорожными ситуациями и дорожными знаками.
Игровые действия : Игроки соединяют карточки с дорожными ситуациями и дорожными знаками.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Улица города»
Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление правил поведения на улице и в общественном транспорте.
Игровой материал. Постройки домов из напольного строителя, вывески, игрушки машины, светофор, дорожные знаки.
Предварительная работа. Тематические прогулки- экскурсии по улице, беседы с использованием иллюстративного материала. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Постройка улицы.
Игровые роли. Шоферы, пешеходы, полицейский, дворник и др.
Ход игры. После подготовки и предварительной работы к игре воспитатель говорит детям, что они будут играть в «улицу», что улица не бывает пустой: по тротуарам идут люди, а по мостовой едут машины. Воспитатель рассказывает о «жизни» улицы и предлагает детям по ходу повествования совершать разные действия.
В. : Первым на улицу приходит дворник. Он смотрит, чистый ли тротуар, не насорил ли кто, и подметает тротуар. Саша, помоги дворнику подмести тротуар, а ты, Рома, помоги убрать другой тротуар. Вот молодцы, теперь оба тротуара чистые. Приезжают машины – они убирают проезжую часть – сначала одна подметает, а потом другая поливает, чтобы дорога тоже была чистая. Женя, ты шофер. Подмети своей машиной дорогу. Алеша тоже шофер. Он сейчас польет дорогу водой. (Дети двигают машины и убирают дорогу). Теперь улица чистая. Утро. Шоферы едут на машинах, на улице много машин. (Дети вывозят на улицу машины). Вот идут в детский сад дети. Давайте поможем им быстро дойти (фигурки детей проходят к детскому саду, и их ставят за зданием, как будто они вошли внутрь). На улице появляется много людей: они идут в магазин, в поликлинику, на работу, в театр. Пешеходы ходят по улице, заходят в дома и т. д.
Воспитатель во время игры не показывает игровые действия. Его задача – объединить все игровые действия детей общим замыслом, помочь им реализовать его, развить сюжет игры.
После проведенной работы дети осознали необходимость строго выполнять правила дорожного движения.
Мы считаем, что реализация проектной деятельности при условии четкой методической организации (поэтапного руководства, доведения игр до уровня самостоятельности и возможного творчества способствует формированию знаний о правилах дорожного движения.
Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Главная задача работы взрослых – это содействие развитию в воспитаннике такой личности, которая осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей. При этом усилия педагогов и родителей должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию являются методы игрового проектирования.
Главное условие при использовании методов игрового проектирования – это интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Умение пользоваться методами игрового проектирования – показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.