Папки-передвижки

Использование музыкальных средств коррекции нарушенных эмоциональных состояний заикающихся

Копытова Ольга
Использование музыкальных средств коррекции нарушенных эмоциональных состояний заикающихся

Многие авторы отмечают тесную взаимосвязь музыки, движения и речи. Музыка является не только средством для активизации детей на занятии. В ходе рецептивного восприятия музыкальных произведений изменяется тонус нервной системы. Таким образом, становится возможной регуляция баланса процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Заикание возникает на фоне невроза, заключается в формировании патологического речевого рефлекса. Это влечет за собой нарушение коммуникативной функции речи. Следовательно, главными задачами в работе с заикающимися становятся снижение проявлений невротического характера и уровня фиксации на собственном дефекте, разрушение патологического речевого рефлекса, формирование плавной, эмоционально выразительной речи ребенка. Наряду с этим производится обогащение словаря, развитие лексических и грамматических категорий, коррекция звукопроизношения.

Публикация «Использование музыкальных средств коррекции нарушенных эмоциональных состояний заикающихся» размещена в разделах

Основным направлением в работе с детьми с заиканием является развитие темпо-ритмической стороны речи. Наиболее распространенной формой работы на занятиях с такими детьми становится логопедическая ритмика, основанная на использовании текстов для декламации в сопровождении движений, часто проводимая под музыку. Однако, наряду с этим существует множество иных форм музыкальной деятельности с заикающимися детьми на логопедических занятиях.

Драматизация под музыку становится мощным стимулом для формирования коммуникативной стороны речи детей, включения их в совместную творческую деятельность. Для драматизации используются тексты из детских сказок, рассказов, возможно обыгрывание ситуаций из жизни детей. Включение музыки в ход драматизации способствует наиболее точному выражению эмоций ребенком в ходе декламации текста. Музыка становится способом развития эмоционально-экспрессивной стороны речи ребенка, направляет его внимание на восприятие эмоций другого участника драматизации. После инсценировки можно провести анализ поведения героев, их настроения и чувств. В ходе драматизации литературных произведений повышается речевая активность детей группы, их коммуникация. Драматизация наиболее удобная из форм построения развернутой диалогической речи на занятии с заикающимися, поскольку реплики имеют заранее построенную структуру, формулировки, ребенок может воспроизводить высказывания с опорой на заданный ранее текст.

Таким образом, использование драматизации на занятиях логопеда с заикающимися детьми способствует формированию связной плавной речи, эмоционально-экспрессивной стороны высказываний. В ситуации общения в условиях, регламентированных текстом произведения, ребенок не боится проявлять коммуникативную активность, находится в ситуации успеха. Это позволяет снизить уровень фиксации ребенка на собственном дефекте, повысить самооценку.

Рецептивное восприятие специально выбранных произведений может быть включено в занятие с целью регуляции настроения детей и активизации или релаксации на занятии, снижения уровня тревожности, стабилизации эмоций. Многие авторы отмечают, что восприятие различных музыкальных произведений по-разному влияет на процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга. Составлены списки произведений, рекомендованные к прослушиванию для снижения нервной активности (музыка седативного характера) и, напротив, для повышения нервной активности (активизирующая музыка). Включение рецептивного восприятия музыки на занятиях с заикающимися детьми позволяет снизить судорожные проявления в области речевого аппарата, способствует возникновению стабильного эмоционального состояния.

Музыкорисование используется как одно из средств гармонизации эмоциональной сферы ребенка. В ходе рецептивного восприятия музыкального произведения дети часто визуализируют образы его героев детали обстановки, действия персонажей. Рисование после прослушивания произведения позволяет конкретизировать образ, обменяться впечатлениями с опорой на наглядную основу. Иной формой музыкорисования становится рисование мелодии и ритма произведения. В ходе прослушивания предлагается изобразить ритм или мелодию линиями. После этого следует обсуждение характеристик композиции. Это способствует развитию звуковысотного слуха, развитию ритмических способностей ребенка.

Одним из видов музыкальной деятельности на занятиях логопеда с заикающимися является аккомпанирование произведению. Для этого используются ритмические и простейшие духовые инструменты. Ритм является основой музыкальной композиции. На основе ритма строится мелодические элементы. Аккомпанемент развивает ритмические способности ребенка с заиканием. Простейшие ударные инструменты (бубен, треугольник, трещотка, палочки, барабан) позволяют ребенку постепенно осваивать равномерный ритм произведения. Воспроизводя музыку на фортепиано или на гитаре, педагог может изменять не только темп произведения, но и его динамику, обучая детей отслеживать изменения, отражать их в аккомпанементе на простейших инструментах. Игра на ударных инструментах также может применяться в подвижных играх в качестве сигнала для начала или окончания игрового действия. Сопровождение круговых игр игрой на бубне способствует развитию ритмических характеристик двигательной сферы детей.

Использование духовых инструментов (флейта, дудка и т. д.) направлено на развитие дыхания. С помощью их ребенок учится играть краткие и длительные, громкие и тихие звуки, воспроизводить звуки различной высоты. Далее возможно включение аккомпанемента на духовых инструментах в ход фронтального занятия.

Хоровое пение используется для развития как темпо-ритмической, так и мелодической стороны речи заикающихся. Для исполнения выбирают хорошо знакомые детям песни, доступный музыкальный материал. В процессе совместного пения снижается уровень фиксации на собственном дефекте. Ребенок не испытывает воздействия оценочных суждений относительно собственной речи, как это может быть в случае индивидуального пения. Музыкальное сопровождение является внешним ритмическим и мелодическим регулятором. Помимо этого, индивидуальное и хоровое пение связано с развитием речевого дыхания, нормализацией просодических характеристик голоса детей. Индивидуальное пение часто вводится на индивидуальных занятиях при отработке изученного ритмического речевого материала. Исследования в области использования пения при заикании (Андронова Л. З., Арутюнян М. А., Александровская А. С. "О влиянии пения на заикание". Дефектология, 1987, N4.) говорят о том, что наиболее эффективно пение с самостоятельным аккомпанированием на простейших ритмических инструментах, которые выполняют роль внешнего ритмического стимула. Аккомпанирование собственному пению при помощи ритмических инструментов дополнительно включает в процесс исполнения тактильный анализатор. Музыкальный материал для пения на занятии следует выбирать так, что сильная доля в музыкальной фразе приходилась на начало такта. Также исследователи установили, что при увеличении средней длительности пропевания слогов коррекция заикания в ходе пения становится более значительной, пропевание должно быть равнометричным (все слоги имеют примерно одинаковую длительность).

Отдельным видом коррекционно-развивающей деятельности в работе с заикающимися является дыхательная гимнастика. На ее эффективность обращали внимание многие авторы, в том числе Н. П. Тяпугин (1954, М. Е. Хватцев (1959) и др. З Матейова и С. Машура проводили дыхательные упражнения с музыкальным сопровождением. Основной целью дыхательных упражнений становится развитие плавного ритмичного дыхания без перерывов. Ребенка учат говорить на выдохе. При этом многие авторы указывают на значимость формирования диафрагмального дыхания, при котором снижается давление воздуха на голосовые связки. Это становится дополнительным средством преодоления судорожных проявлений в области речевой мускулатуры. Дыхательные упражнения также оказывают успокаивающее воздействие, снимают накопившееся напряжение. Замечено, что возможно влиять на ритм дыхания при помощи внешних ритмических стимулов, которые обеспечивают ритмичность при образовании экспрессивной речи. Музыкальный ритм совместно с ритмическими упражнениями способны поддерживать ритмичность дыхания. Сопровождение дыхательных упражнений музыкой целесообразно не только из-за ритмико-интонационных характеристик музыкальных звуков, но также и потому, что каждое произведение наполнено особым эмоциональным содержанием, помогающим погрузиться в необходимое для упражнений эмоциональное состояние. Существуют композиции вызывающие ощущение покоя, защищенности, гармонии, а также произведения стимулирующие возбуждение, динамику, активность.

Литература:

1. Андронова Л. З., Арутюнян М. А. "Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания". Дефектология, 1984, N4.

2. Матейова З., Машура С. "Музыкотерапия при заикании". Киев, Выща школа, 1984.

3. Андронова Л. З., Яхно В. П. "Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании". В кн. "Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации". М., 1986.

4. Андронова Л. З., Арутюнян М. А., Александровская А. С. "О влиянии пения на заикание". Дефектология, 1987, N4.

Публикации по теме:

Презентация «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5–7 лет» Диагностика и коррекция эмоциональных состояний детей 5-7 лет. По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с.

Использование логоритмики на музыкальных занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Солнышко» Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым Логоритмика.

Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития Мастер-класс к презентации: «Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития» Слайд 1 Тема самообразования, над которой я работаю,.

Использование средств арт-терапии в работе с семьей Использование средств арт-терапии в работе с семьей Арт-терапия, в дословном переводе, это терапия с помощью искусства. Но данное направление.

Использование средств мультипликации в работе с детьми-инофонами в ДОУ Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно стимулировать индивидуальную.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста в процессе экспериментирования Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка,.

Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей дошкольного возраста Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи.

Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.

Программа коррекции негативных психических состояний детей с помощью арт-терапии Тематический план программы коррекции негативных психических состояний детей с помощью арт-терапии1. Подготовительный этапЦель: создание.

Театрализованные игры — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детейТеатрализованные игры — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей «Театр, - по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо способное развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкальных средств коррекции нарушенных эмоциональных состояний заикающихся
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 00:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД