Получи документы

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Светлана Кимяева
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Использование наглядного моделирования

в коррекции лексико-грамматических нарушений

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Публикация «Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В современной научно-педагогической литературе под определением понятия моделирования понимается наглядно-практический метод обучения, попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково-символический язык;

- работа с моделью

В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых понятий. На всех этапах коррекционной работы учителями-логопедами может активно использоваться метод наглядного моделирования, позволяющий облегчить образовательный процесс, разнообразить его и сделать более интересным для детей.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Включение наглядных моделей в процесс формирования лексико-грамматических категорий содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Метод наглядного моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи используются различные приемы наглядного моделирования, применяются как готовые схемы, так и собственные модели.

Наглядные модели обладают вариативностью и многофункциональностью, так как не привязаны к одной лексической теме, их цель - систематическое, многократное повторение речевого материала в аналогичных заданиях типа: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детенышей», «Какой, какая, какие?», «Подбери словечко…», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка», ««Чье жилище?», «Назови части», «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Чьи лапы?», «Чем отличаются?», «Чем похожи?» и многие другие.

Работа по формированию лексико-грамматических категорий с использованием моделей проводятся поэтапно :

Обучающий этап: формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией (на этом этапе при показе символа вопрос или задание формулирует логопед).

Практический этап: ребенок самостоятельно формулирует вопрос или задание, опираясь на зрительный символ.

Итоговый этап: ребенок формулирует вопрос или задание без опоры на зрительный стимул.

Условные модели, карточки - схемы, символы вводятся постепенно.

Это могут быть замещения - вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Например, знакомя детей с предлогами используются карточки-схемы. Детям показывают схему предлога, они находят картинку, соответствующую данной схеме. Или составляют предложения по двум опорным картинкам и предложенной схеме предлога. Так же широко используются схемы приставок пространственного значения в глаголах движения. Далее можно составлять рассказы, используя схемы предлогов и приставок по какой-либо теме, например «Как я гулял», «Путешествие на машине», «Как мышка заблудилась», «Прогулка на кораблике» и т. д.

Следующий прием наглядного моделирования это пиктограммы. Их применение способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. Для формирования навыков образования и использования относительных и притяжательных прилагательных.

Рисунок-пиктограмма подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.

С помощью пиктограммами можно выполнить различные игровые задания: например, игра «Семья». Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей. На столе или доске размещаются пиктограммы, а на столе карточки с изображением животных («рубашками» вверх). Ребё нку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.

Как показала практика применения данных моделей, интерес детей к заданиям стал намного выше, лучше и быстрее они понимают словесные инструкции за счет образования искусственных ассоциаций. Подбор слов не столь затруднен как раньше, планирование высказывания стало доступнее, а соответственно и ответы на вопросы точнее, динамичнее.

Возможности использования технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико–грамматических нарушений у старших дошкольников неограниченны.

Кроме активизации процесса запоминания, наглядные модели улучшают внимание, зрительное восприятие, развивают наглядно-образное, образно-схематическое и основы словесно-логического мышления, что необходимо в будущем для успешной учебной деятельности младшего школьника.

Применение различных наглядных моделей, их усложнение, создание новых – перспективное направление в дальнейшей работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 30 декабря 2020 в 05:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД