Елена Костенко
Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками старшего возраста с учётом полового развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нестандартного оборудования
в работе с дошкольниками старшего возраста
с учётом полового развития.
«Наша цель должна состоять в том,
чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь
лишь здоровых, уравновешенных
физически и нравственно людей»
С. Я. Эйнгорн
Публикация «Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками старшего возраста с учётом полового развития,» размещена в разделах
Сегодня наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным- с другой, является вопрос учёта пола ребёнка на физкультурных занятиях. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка.
Работа с детьми в спортивном зале показала, что у мальчиков и девочек по разному формируются двигательные умения и навыки. Учитывая половые особенности, а также возможности и интересы детей, наряду с развитием всех физических качеств необходимо развивать гибкость, пластичность у девочек и силу, выносливость у мальчиков.
Дифференцированный подход в работе с детьми старшего возраста необходимо осуществлять на физкультурных занятиях, в кружковой работе, а также в самостоятельной деятельности дошкольников.
С целью удовлетворения потребности ребёнка в движении, с учётом половой принадлежности, был изготовлен спортивный инвентарь и оборудование. В спортивном зале находятся предметы, которые дети могут выбирать для самостоятельных занятий, а так же атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.
Принципы использования нестандартного оборудования
• Нестандартное оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и развлечениях, в самостоятельной двигательной деятельности детей преймущественно старшего возраста с учётом уровня их физической подготовки, индивидуальных особенностей, половой принадлежности.
• Начиная движения от более простых к более сложным.
• Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц.
• В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Игры, упражнения со спортивным оборудованием.
1. СТЕП – СКАМЬЯ (степ-доска)
Задачи использования:
- развивать координацию движения;
- развивать гибкость;
- побуждать детей к самостоятельному
использованию нестандартного
оборудования;
- формировать интерес у дошкольников
к занятиям физической культуры и ритмической гимнастики;
- развивать чувство ритма.
Применение : на занятиях физической культуры, в кружковой деятельности (на занятиях ритмической гимнастики)
В первую очередь нужно обучить детей правильно вставать на скамейку:
- обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены носками вперёд;
- выполняя упражнения сбоку от скамьи, начинать следует с ноги стоящей вплотную к скамейке;
- ставить ногу надо ближе к центру скамьи, иначе она может соскользнуть.
Упражнения со скамейками на занятиях физкультурой.
1. Шаги на скамейку и обратно.
2. Шаги по скамейкам.
3. Спрыгивание вперёд, боком, назад.
4. «Отжимание»
5. «Рыбка» и др.
Подвижные игры со скамейкой
«Выше ноги от земли», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик»,
«Лодочка», «Птички на ветке» и др.
2. БАЛАНСИР
Задачи использования:
- совершенствовать навыки правильной осанки;
- обучать детей упражнениям на сохранение равновесия;
- развивать координацию;
- укреплять мышцы ног и поясничного отдела
Применение:
на занятиях коррегирующей гимнастики, в самостоятельной деятельности ребёнка.
Упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как, чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем производится более дифференцированная работа мышц и выработка координации движения.
3. ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ
Ползанье и лазанье жизненно необходимы для ребёнка, они благоприятны для развития силы, плечевого пояса и туловища. Упражнения в ползании могут быть использованы, как средство формирования правильной осанки. При ползанье ребёнок опирается на руки и позвоночник разгружается.
Задачи использования:
- развивать интереса к занятиям физической культуры;
- развивать координацию движения, гибкость, ловкость, быстроту реакции при выполнении упражнений;
- воспитывать чувство коллективизма в игре
Применение: на занятиях, спортивных праздниках и развлечениях
В игре могут участвовать от 1го до 3х человек одновременно (при проползании
через туннель – 1 ребёнок, при перекатывании – 2-3 ребёнка).
Упражнения
«Мышки в норке», «Перекати-поле», «Бочка», «Танкисты» и др.
4.«БЕГОВАЯ ДОРОЖКА»
Задачи использования:
-развивать мышцы рук при поднимании их вверх, мышцы ног при ходьбе;
- развивать координационные способности во время движения;
- формировать чувство коллективизма, дружбу, так как в игре, в тесном контакте участвуют одновременно несколько детей
Применение: на занятиях, спортивных праздниках и развлечениях. Используется для перешагивания, перепрыгивания, ходьбе внутри пособия одноименным способом. Во время игры дети становятся на внутреннюю сторону дорожки друг за другом (от 3до5 человек) в одну сторону, руки приподнимают вверх и, поддерживая верхнюю сторону пособия, одновременно начинают движение.
Игры и упражнения с пособием «перекати-поле»
«Гусеница»
1 вариант: дети становятся друг за другом, приподнимают согнутые в локтях руки верх и начинают идти медленным шагом.
2 вариант: дети становятся друг за другом, выпрямляют руки вверх, начинают идти вперёд, ускоряя шаг.
П/и «Быстро-медленно», «Белочки в колесе», «Пробеги не упади» и др.
5. ДЕТСКИЙ БОУЛИНГ
Задачи использования:
-формировать у дошкольников интерес к спортивным играм;
- развивать мелкую мускулатуру рук, ног, мышц плечевого пояса;
- развивать ловкость, Применение: на занятиях, спортивных праздниках и развлечениях, в самостоятельной игровой деятельности детей в групповых комнатах, в спортивном зале и на воздухе.
Игры и упражнения с пособием.
«Брось и попади», «Кто больше выбьет», «Попади в цель» и др.
6. КОВРИК –ПЛОТ
Задачи использования:
- развивать интерес к спорту;
-развивать мускулатуру рук и ног;
- развивать ловкость, координацию движения;
- формировать умение ориентироваться в пространстве
Применение:
Используется на занятиях физической культуры, в подвижных играх, эстафетах.
1 вариант
Дети во время игры встают на колени и, отталкиваясь руками о пол, передвигаются, как на плоту.
2 вариант
Дети садятся на коврик и отталкиваясь ногами, продвигаются спиной вперед.
3 вариант
П/и «С кочки на кочку», «Переправа»
Дети передвигаются с одной стороны зала на другую, перешагивая с одного коврика на другой
7 КУБ-ЛАБИРИНТ
Задачи использования:
-развивать гибкость, координацию движения;
-развивать мышечной силы рук, ног, плечевого пояса и туловища;
-развивать внимание, логическое мышление;
-развивать глазомер.
Применение:
Оборудование используется на занятиях, в самостоятельной игровой деятельности детей. Пособие универсальное, возможно его использовать не только в физкультурной деятельности, но и в комнате психологической разгрузки для развития логического мышления, внимания, сенсорного развития детей.
Упражнения в подлезании могут быть использованы, как одно из средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений. При ползании и подлезании ребёнок опирается на руки и ноги, при этом позвоночник разгружается. Такое положение тела способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
Благодаря своей вариативности, данное пособие может использоваться для пролезания, перешагивания через и проползания между резинками, для метания в горизонтальную и вертикальную цель. «Куб- лабиринт» легко разбирается и может быть использован, как в помещении, так и на воздухе.
Упражнения с «кубом – лабиринтом».
1. Кто выше перешагнёт.
2. Проползи,не задень.
3. Пройди между резинками только красного (синего….) цвета.
4. Кто быстрее преодолеет лабиринт.
5 Попади – не промахнись (при метании в вертикальную цель).
Нестандартное оборудование способствует повышению двигательной активности детей, формирует устойчивый интерес к занятиям физической культуры как у мальчиков, так и у девочек.