Папки-передвижки

Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию

Елена Синицына
Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию
▼ Скачать + Заказать документы

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должны быть использованы нетрадиционные формы обучения - это способ существования образовательного процесса, система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников

Особый интерес у творческих и ищущих педагогов вызывают нетрадиционные формы обучения. Они дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов.

Рассмотрим некоторые из них.

Публикация «Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию» размещена в разделах

Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развивать интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и сопереживание. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; они могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроения ребенка).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?», «Что такое бережливость?», «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», «Красота человека», «Гармония красок», «Гармония звуков», «Что значит быть ответственным?», «Чем удивительна лягушка?», «Что такое страх?» и т. д.

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? Дети принесли в живой уголок маленького и беззащитного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель: ознакомиться с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной : «Лес – друг человека», «Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Человек и добрые дела на Земле», и т. д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед, экскурсий.

Экологические выставки и экспозиции.   Цель: ознакомиться с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной : «Лес – друг человека», «Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Человек и добрые дела на Земле», и т. д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед, экскурсий.

Экологический музей. Он является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции); вода; ее использование и охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы или иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы : «Кто такие защитники природы?», «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу», «Таинственный мир насекомых» и т. д. Но ни один музей не заменит общения с живой природой. Здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсия в лес, поле, на берега лес и озер привлекает внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку, луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д., – в целях ознакомления с трудом взрослых. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Практическая деятельность детей. Цели: закрепить нормы поведения детей в природе; сформировать понимание разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Обычно дети участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их назначение малышам.

Экологические тропы. В качестве экологических, можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения (в том числе занесенные в Красную книгу) муравейники, холмики крота, кузницу дятла, формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны.

Экологический кружок.  Занятия кружка проводится в специально отведенном месте – комнате. Кружок может объединять 10 – 15 детей (старшего возраста). Некоторые занятия кружка (1 раз в квартал) могут проводиться в форме досугов или чтения занимательных рассказов о природе.

Экологическая акция.  Это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Природоохранные акции – социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы. К ним, относятся, «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Можно провести акции «День Воды», «День Земли» и др. Такие акции в защиту воды, бережного и экономичного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимателен к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя. В играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять детей решением единой задачи. Можно прибегать к помощи сказочных героев, например Гриба - лесовика, при помощи сказочного героя можно провести любую игру («Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д.) Творческие педагоги могут оформить игры по-разному. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Экологический проект – решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом, возможностями детей. Любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство. Сроки проведения экологического проекта – не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, в августе-сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы. [4,с. 38] Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое творческое общение развивает интеллект детей и личность в целом.

Таким образом, нетрадиционные формы - экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукционы, марафоны, викторина «Поле чудес», экологические акции, трудовой десант, зеленый патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, экологические выставки и экспозиции, экологические праздники и фестивали. Все нетрадиционные формы работы по экологии расширяют поле деятельности творческого, ищущего педагога, предполагают проведение экологических акций, экологических праздников и фестивалей, походов совместно с семьей, трудовых десантов, выставок с использованием природного материала с обязательным включением музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию всех видов деятельности ребенка.

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Авторское многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Интеграция образовательных.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Проект по экологическому образованию в первой младшей группе «Наши пернатые друзья» Сроки реализации: сентябрь – декабрь Участниками проекта являются: 1. Воспитатели 2. Воспитанники группы (возраст от 1,5-3 лет) 3. Родители.

Родительское собрание «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками»Родительское собрание «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками» Родительское собрание по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками» Уважаемые родители, мы.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Выступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольниковВыступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольников Подводя итоги 2017 года как года экологии, 14.12.2017 года Центр дошкольного образования г. Пензы проводил фестиваль по экологическому образованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 16:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Синицына (УИ 2382214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД