Елена Синицына
Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должны быть использованы нетрадиционные формы обучения - это способ существования образовательного процесса, система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников
Особый интерес у творческих и ищущих педагогов вызывают нетрадиционные формы обучения. Они дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов.
Рассмотрим некоторые из них.
Публикация «Использование нетрадиционных форм в работе по экологическому образованию» размещена в разделах
Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развивать интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и сопереживание. Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; они могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений. Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроения ребенка).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?», «Что такое бережливость?», «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», «Красота человека», «Гармония красок», «Гармония звуков», «Что значит быть ответственным?», «Чем удивительна лягушка?», «Что такое страх?» и т. д.
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации: Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? Дети принесли в живой уголок маленького и беззащитного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку? Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.
Экологические выставки и экспозиции.
Цель: ознакомиться с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной : «Лес – друг человека», «Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Человек и добрые дела на Земле», и т. д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед, экскурсий.
Экологические выставки и экспозиции. Цель: ознакомиться с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной : «Лес – друг человека», «Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Человек и добрые дела на Земле», и т. д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед, экскурсий.
Экологический музей. Он является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции); вода; ее использование и охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы или иллюстрации).
Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы : «Кто такие защитники природы?», «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу», «Таинственный мир насекомых» и т. д. Но ни один музей не заменит общения с живой природой. Здесь большое значение имеют экологические наблюдения.
Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсия в лес, поле, на берега лес и озер привлекает внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней.
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку, луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д., – в целях ознакомления с трудом взрослых. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.
Практическая деятельность детей. Цели: закрепить нормы поведения детей в природе; сформировать понимание разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Обычно дети участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их назначение малышам.
Экологические тропы. В качестве экологических, можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения (в том числе занесенные в Красную книгу) муравейники, холмики крота, кузницу дятла, формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны.
Экологический кружок. Занятия кружка проводится в специально отведенном месте – комнате. Кружок может объединять 10 – 15 детей (старшего возраста). Некоторые занятия кружка (1 раз в квартал) могут проводиться в форме досугов или чтения занимательных рассказов о природе.
Экологическая акция. Это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Природоохранные акции – социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы. К ним, относятся, «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Можно провести акции «День Воды», «День Земли» и др. Такие акции в защиту воды, бережного и экономичного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимателен к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя. В играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять детей решением единой задачи. Можно прибегать к помощи сказочных героев, например Гриба - лесовика, при помощи сказочного героя можно провести любую игру («Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д.) Творческие педагоги могут оформить игры по-разному. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Экологический проект – решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом, возможностями детей. Любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство. Сроки проведения экологического проекта – не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, в августе-сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы. [4,с. 38] Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое творческое общение развивает интеллект детей и личность в целом.
Таким образом, нетрадиционные формы - экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукционы, марафоны, викторина «Поле чудес», экологические акции, трудовой десант, зеленый патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, экологические выставки и экспозиции, экологические праздники и фестивали. Все нетрадиционные формы работы по экологии расширяют поле деятельности творческого, ищущего педагога, предполагают проведение экологических акций, экологических праздников и фестивалей, походов совместно с семьей, трудовых десантов, выставок с использованием природного материала с обязательным включением музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию всех видов деятельности ребенка.