Папки-передвижки

Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ. Сказкотерапия

Окишева Анна
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ. Сказкотерапия

Сказкотерапия-важнейший этап развития детей с ОВЗ. Сказка помогает формировать у детей с ОВЗ духовно-нравственное воспитание, эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими людьми.

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся дети – инвалиды с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории детей относятся дети с нарушением слуха, а также дети со сложными дефектами (ДСД, комплексными нарушениями. У этих детей встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, а также комплексные дефекты: тугоухость в сочетании с ЗПР, и слабое зрение или слух, ДЦП и интеллектуальная недостаточность и т. п. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе. Поэтому коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

Публикация «Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ, Сказкотерапия» размещена в разделах

Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, в настоящее время является личностно – ориентированное воспитание, т. е. индивидуальное.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка.

Сказкотерапия является наиболее благоприятной, доступной и интересной технологией в работе с детьми с ОВЗ, так как она:

-снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стрессов, восстановить силы

-создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний

-способствует развитию речевой активности детей с ОВЗ

-подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арт-терапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Что такое сказкотерапия :

-это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

-это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

-это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;

-это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;

-это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

-это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.

Цели и задачи сказкотерапии :

-активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;

-создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

-стимулирование творческого самовыражения, а также формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

-снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

-развитие умения преодолевать трудности и страхи;

-выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

-развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Основные виды сказок для детей с ОВЗ, применяющихся сказкотерапевтами :

1 Народные сказки : мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

2 Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

3 Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

4 Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

5 Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Основные приемы работы со сказкой :

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, т. п.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Использование сказкотерапии в обучении детей развивает:

1. активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

2. самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

3. творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

4. эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

5. связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Бывают сказки для детей с нарушениями развития такие как:

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

· развить познавательные способности;

· сформировать причинно-следственные связи;

· усвоить социальные нормы, принятые в обществе;

· развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.

Сказкотерапия Детских страхов

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Сказкотерапия для развития речи

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать ребенку сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию, чтобы рассматриваем все возможные варианты концовки.

Я использую в своей работе сказкотерапию,так как этот нетрадиционный метод работы-один из самых эффективных методов в работе с детьми с ОВЗ.

Публикации по теме:

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования»Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования» Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует. Известный педагог И. Дистервег считал:.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ. Сказкотерапия
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 22:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД