Получи документы

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми с ОВЗ

Кузьмина Нина
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми с ОВЗ

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Согласно ФГОС ДО, одним из средств развития речи выступает изобразительное искусство.

В своей коррекционно - развивающей деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений.

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В процессе рисования дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.

Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

• активизация и расширение словарного запаса;

• установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

• развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;

• стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);

• развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать);

• создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;

• интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

Особое внимание в коррекционно-развивающей деятельности с применением техник нетрадиционного рисования я уделила развитию мелкой моторики и речевого дыхания.

Мелкая моторика — это совокупность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Она взаимосвязана с такими свойствами сознания, как оптико-пространственное восприятие, мышление, воображение, память, речь. У детей дошкольного возраста и у детей с речевой патологией особенно, как правило, отмечаются нарушения в развитии пальцев рук. Система упражнений для развития мелкой моторики обязана быть включена в комплекс коррекционных мероприятий для детей с речевыми нарушениями.

В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук (их мускулатуры и координации движений).

Движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, что помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор и словарный запас.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание необходимо для развития речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Таким образом, на занятиях с использыванием нетрадиционных техник рисования, мы можем решить частные задачи речевого развития:

• развитие подвижности артикуляционного аппарата и длительного речевого выдоха;

• развитие грамматического строя речи;

• Развитие связной речи.

На индивидуальных занятиях с детьми мы использовали следующие техники :

• кляксография – посредством данной техники мы развиваем длительный речевой выдох, а также тренируем мышцы губ при удерживании трубочки. Целесообразно проводить с детьми 4-5 лет, на начальном этапе коррекционно-развивающей деятельности;

• Для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте, можно использовать технику – пластилинографию - это рисование (вылепливание объемных изображений) пластилином. Эта нетрадиционная техника рисования, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики рук, пробуждает интерес к изобразительной деятельности у детей.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Многие используемые мной нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется работоспособность и высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение. И т. д.

Учитывая значимость и востребованность данного вида деятельности, мы с ребятами организовали в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества (карандаши, краски, мелки, губки, кисти, шаблоны, трафареты, и т. д).

В нашей группе созданы условия для изобразительной деятельности и художественного труда с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата и др. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на НОД, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Работы детей хранятся в группах и представляют материал для сравнивания успехов ребенка с самим собой.

Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащении опыта творческой деятельности.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным условием для формирования изобразительных навыков и художественного развития детей. Роль родителей в развитии воображения детей велика. Именно родители учат своего ребенка видеть прекрасное в окружающем мире.

Для родителей я провожу консультации, беседы: «Значение нетрадиционного рисования для развития речи ребенка», «Рисуем без кисточки, развиваем моторику», что помогло изменить отношение родителей к роли изо-деятельности, наглядно увидеть, как организовать процесс рисования с детьми.

Не все рисунки детей являются, с нашей взрослой позиции, настоящим творчеством. Я стараюсь сформировать у родителей понимание того, что даже если на вас рисунок вашего ребенка не произвел впечатления, перед вами – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ! Творец своей картины! И ни одна похвала в этом деле не будет лишней.

Очень важным условием мотивации детей и родителей считаю привлечение их к участию в конкурсах детского, семейного творчества, выставках. Наши дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства, как на уровне МДОУ, так и на всероссийском и международных уровнях. У воспитанников есть грамоты или дипломы за творческие достижения. И это я считаю очень высоким результатом нашей с детьми творческой деятельности.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать. Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

Таким образом, применяя нетрадиционные техники рисования на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности, я смогла разнообразить задания по развитию речевых функций у дошкольников, пробудить заинтересованность детей к занятиям, повысить педагогическую компетенцию родителей дошкольников по теме речевого развития, способствовала укреплению связи семьи и детского сада. В дальнейшем планирую продолжать развивать работу по использованию нетрадиционных техник в развитии речи и по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Арт-терапия. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое? В научных источниках.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «Коровушка»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «Коровушка» Эта неделя в нашем детском саду проходит согласно теме "Здоровей-ка". Я стараюсь подбирать творческие работы, подходящие тематике, но.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми среднего возраста «Автомобиль»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми среднего возраста «Автомобиль» На неделе, посвящённой транспорту, мы с ребятишками среднего возраста нарисовали вот такой автомобильчик. Для изображения использовали.

Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ Наблюдая за окружающим миром, дети пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо. Не каждый становится.

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования» Консультация для родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования» Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить.

Презентация «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности в ДОУ и семье» Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье» Цель: повысить компетентность родителей по.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности старших дошкольников» «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности старших дошкольников» «Дети должны жить в мире красоты, игры,.

Семинар-практикум по изобразительной деятельности для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования» Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития психических процессов и творческой.

Из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 02:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД