Лучший педагог года

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Булдакова Светлана Анатольевна
Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Мелкая моторика – это скоординированные действия человека, направленные на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Они достигаются слаженным функционированием нервной, мышечной, костной и зрительной систем. С моторными навыками рук и пальцев тесно связана ловкость. С развитием мелкой моторики неразрывно связано развитие речи ребёнка, так как с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Публикация «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами:

• Игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п. ;

• Массаж кистей и пальцев;

Пальчиковые игры, гимнастика.

1.1. Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже малышам. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются различные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, И. Светлова, С. А. Петренко и др., автодидактические игры с предметами (Л. Павлова, В. В. Цвынтарный).

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное «представительство» в коре больших полушарий головного мозга.

Н. И. Озерецкий отмечал, что если в четыре года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Данные положения подтверждают необходимость развития мелкой моторики рук детей с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые гимнастики.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребенка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.

1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;

2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме;

3. Движение пальцев с предметами : карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;

4. Игра с мозаикой;

5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;

6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;

7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;

8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;

9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;

10. Действия с мелкими игрушками;

11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;

12. Действие с верё вочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;

13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;

14. Показ пальчикового театра;

15. Конструирование из лего.

16. Бисероплетение

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1. Игры-манипуляции

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга") предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

6. Театр в руке.

Пальчиковая гимнастика позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Ежедневные упражнения способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

Глава 2. Развитие пальчиковой гимнастики в старшем дошкольном возрасте

2.1. Методика усовершенствования пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики

К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки.

Для развития кисти организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К 5-6 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: бисероплетение.

Плетение – это техника изготовления бисерных изделий способом работы двумя концами нити: бисеринки набираются на два, четыре, шесть концов и т. д., но число нитей всегда парное. Какой бы сложности не были готовые работы, они всегда собираются из простейших цепочек, соединённых различными способами. Посредством плетения изготовляются изделия плотные, ажурные или смешанные: браслеты, цепочки, пояса, сеточки, элементы декора.

Рассмотрим пример самой простейшей цепочки «в крестик». На нить набираются три бисеринки и помещаются посередине. Затем набирают ещё одну бисеринку и через неё же проводят второй конец нити, таким образом, пропуская оба через бисеринку. После вновь набираются по бусине с каждого конца нити, и с одного конца нанизывают третью – «соединительную» бисеринку, через которую вновь пропускают конец другой нити.

Процесс повторяют настолько долго, насколько длиннее хотят изготовить цепочку.

На основе этой техники, посредством соединения цепочек друг с другом, изготавливают орнаменты для изделия любой длины и ширины. Существуют цепочки «колечки», «квадраты», «ромбы» или многозвеньевые цепочки, в которых чередуется разное число боковых бисерин.

С помощью техники плетения можно изготовить кулоны мысиком: узкие, широкие или ажурные, квадратом или из ромбов; ожерелья - посредством соединения двух разных цепочек – короткой и волнисто изгибаемой длинной, а также всевозможные браслеты, пояса, «фенечки» и т. д.

Низанием называется техника бисероплетения, при которой бисеринки набираются на один конец и переплетение ведётся ним же во время всего процесса.

По виду различают «продольное низание» - процесс низания ведётся на желаемую длину. Этот вид хорош для изготовления цепочек и ожерелий.

«Поперечное низание» - поначалу набирают требуемую ширину, а после ведут работу в длину. Изделие смотрится как ажурная сетка, часто добавляются по краю зубчики или подвески, - таким способом изготавливают воротники и ожерелья.

«Круговое низание» - элементы различного вида – колечки, цветы, ромбы, - нанизывают по кругу, соответственно, и готовая работа имеет круговую форму. Так выполняют кулоны, колье и ожерелья.

«Угловое низание» - обычно используют для изготовления кулонов: вначале выполняют одну часть узора, а после, в зеркальном отражении – другую.

Кроме рассмотренных техник изготовления плоских бисерных изделий, существуют виды объёмного плетения и низания. Они требуют опытного мастерства: шарики, шнуры, медальоны, декоративные изделия, такие как броши, цветы, фигурки и т. д.

После изучения базовых техник и приёмов бисероплетения, детям будет под силу придумать нечто своё – новое и оригинальное, ведь бисерное искусство таит множество вариантов и придумок, которые под силу изготовить каждому.

2.2. Игры для развития мелких мышц пальцев руки

В играх, направленных на подготовку руки ребенка к письму, обычно используется мелкий раздаточный материал. Эти игры являются хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т. е. они готовят руку ребенка к овладению техникой письма. Проводить их можно на занятиях и в перерыве. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.

«Кто запомнит?».

Дидактическая задача: учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длины; воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Содержание: воспитатель показывает детям образец 5 – 10 сек. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки.

Воспитатель убирает таблицу, и дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели. По окончанию работы дети сверяют рисунок с образцом.

«Выложи узор в строке».

Дидактическая задача: учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец.

Оборудование: листы бумаги, подносы с палочками у детей, образцы на таблицах у воспитателя.

Содержание: воспитатель предлагает детям выложить на листе бумаги палочками строчку по нарисованному образцу, который он демонстрирует в течении нескольких секунд. Дети выполняют задание.

«Построим дом».

Дидактическая задача: сравнивать предметы по форме ; выбирать предметы определенной величины.

Оборудование: в конвертах детали к трем домикам разной величины, вырезанные из бумаги, магнитная доска.

Содержание: воспитатель строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске. Ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали. Остальные дети строят дома по этому же образцу или индивидуальным заданиям. Ребята помогают друг другу.

«Какая фигура получилась?».

Дидактическая задача : проверить умение детей воспроизводить знакомые геометрические фигуры.

Оборудование: наборы однотонных и цветных палочек.

Содержание: по сигналу выполняются следующие задания :

а) сложить геометрические фигуры из 3, 5 и 6 палочек,

б) выложить 3 треугольника; 2 прямоугольника (разной формы,

в) выложить четырехугольник из 6 (8) палочек,

г) сложить 2 фигуры из 7 палочек; 3 фигуры из 10 палочек и т. д.

Палочки для каждой фигуры могут быть определенного цвета.

«Считай не глядя».

Дидактическая задача: упражнять детей в счете с помощью осязания.

Оборудование: длинные полоски картона с нашитыми на них пуговицами, кубики или палочки в мешочках.

Содержание: полоски с пуговицами перевернуты на столах лицевой стороной вниз. Дети берут их в руки (не глядя на пуговицы, прячут за спину и на ощупь считают, затем проверяют, уже глядя на карточку. Дети на ощупь отсчитывают заданное количество кубиков или палочек из мешочка.

«Придумай узор».

Дидактическая задача: составить узор на таблице из глины (пластилина) путем разрисовки поверхности стежками или накладыванием на нее элементов узора.

Оборудование: таблички квадратной или прямоугольной формы (12*12 см, 10*15 см, толщиной 0,5 – 0,7 см) из глины или пластилина; вариативные образцы элементов узора на картинках.

2.3. Экспериментальная часть

Состояние общей (координация движений) и тонкой моторики ребенка в подготовительной к школе группе ДОУ №74 г. Ангарска.

Анализ речевых карт детей + задание на работу с шаблоном и штриховка (по образцу).

Количество детей : 10 человек, из них мальчиков – 6, девочек – 4.

Долгополов Миша. Нарушена осанка, движения не скоординированы, состояние тонкой моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Зиберова Таня. Координация движений соответствует возрастной норме. Состояние тонкой моторики удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Иволга Ваня. Координация движений в норме, состояние тонкой моторики удовлетворительное, ведущая рука – правая.

Маслов Саша. Нечеткая координация сложных движений, недостаточна ловкость выполнения. Недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Ведущая рука – правая.

Мутовчи Стас. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Мелкая моторика рук недостаточно развита и скоординирована. Ведущая рука – правая.

Николаенко Лилия. Нечеткая координация движений, состояние тонкой моторики неудовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Оленева Яна. Движения замедленны, не всегда скоординированны. Ведущая рука – правая.

Пензева Ира. Координация движений не удовлетворительная, состояние тонкой моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Разгулин Саша. Координация движений в норме. Состояние тонкой моторики удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

Селюков Игорь. Координация сложных движений соответствует возрастной норме, координация пальцев недостаточна. Ведущая рука – правая.

Вывод: Проанализировав состояние общей и тонкой моторики в подготовительной к школе группе, можно сделать вывод, что в большинстве случаев наблюдается отставание в развитии данных функций, что связано с недостаточно развитой речью и речевыми нарушениями.

Таким образом, подтверждается тесная взаимосвязь между уровнем развития речи и состоянием двигательного развития ребенка.

Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием : «Все из рук валится», «руки опускаются» и т. п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 12:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД