Папки-передвижки

Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Людмила Кожевина
Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста хорошо известна всем педагогам. Именно в этом возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность детей грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Педагогическая помощь при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, применяя распространенные предложения. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.

Рассмотрим факторы, обеспечивающие процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по развитию речи детей приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это систематизация методических приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью данной техники решаются следующие задачи:

Развитие связной и монологической речи детей.

Развитие у детей умения с помощью графических изображений понимать и рассказывать знакомые сказки, рассказы, а также заучивать стихи по методу мнемотехники.

• Обучение детей правильному звукопроизношению.

Развитие памяти, умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения составлять последовательность произведения при составлении мнемотаблицы из мнемоквадратов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выведения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Существует ряд требований к использованию мнемотаблиц :

1. Работу следует начинать при условии сформированности представлений детей о свойствах и признаках предметов.

2. Мнемотаблица должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка.

3. Схема должна быть доступна детям в повседневной жизни.

4. Она должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета или явления.

5. Одновременно можно использовать мнемотаблицы только одного вида.

Этапы работы с мнемотаблицей :

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания).

Но самое главное в обучении рассказыванию при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребенку самому, без подсказок составить рассказ, т. е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное сам ПРИНЦИП.

Рассмотрим несколько вариантов использования мнемотаблиц.

Составление рассказа по графическому плану

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символических изображений.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

1. Строение рассказа.

2. Последовательность рассказа.

3. Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Пересказ

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения. В нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде мнемотаблиц, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты.

Заучивание стихов

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Они должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения они выстраиваются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. На следующем этапе педагог подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, прочитывает и походу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному по желанию. После занятия мнемотаблица остается на видном месте, чтобы тети могли по желанию рассказывать текст друг другу.

Загадывание и отгадывание загадок

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапов обучения воспитатель подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться какой предмет там спрятан и объяснить, как они угадали объект. Позже дети составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим.

А сейчас мы немного поиграем. Мне нужны 6 – 8 добровольцев.

Уважаемые коллеги предлагаю вам:

1. Отгадать, какие слова спрятались в таблице (отгадывание загадок).

2. Закодировать стихотворения. А потом нам рассказать, почему вы так изобразили те или иные слова и выражения.

А пока наши коллеги работают, я предлагаю вам посмотреть некоторые закодированные произведения, которые я использую в своей практике.

Уважаемые коллеги вам слово. Давайте вместе попробуем пересказать стихотворение с помощью мнемотаблиц. – Скажите, легко ли вам было воспроизвести стихотворения по мнемотаблице? Присаживайтесь на свои места.

Все перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю и думаю, вы со мной согласитесь, что применять модельные схемы можно и в других видах деятельности.

МНЕМОТЕХНИКА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНА

Детям такая форма работы нравится. Они спокойны и уверенны, так как всегда справляются с трудным заданием.

Прикреплённые файлы:

mnemotehnika_1d5uh.pptx | 1663,76 Кб
 
Публикации по теме:

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов,.

Использование мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников 1 СЛАЙД Прежде, чем мы начнем говорить о мнемотехнике, хочется немного сказать о памяти. Память - это основа психической жизни, основа нашего.

Использование мнемотехники в развитии речи в рамках совместной и самостоятельной деятельности дошкольников В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что.

Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Использование.

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»[/b] Сценарий мастер - класса Тема: «Использование.

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 21:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД