Лучший педагог года

Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

Вихрова Светлана
Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Достаточное количество детей испытывают трудности в усвоении как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развёрнутого высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам в логопедической группе приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств, является моделирование. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Существуют различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, приёмы мнемотехники. Мне бы хотелось остановиться на приёме мнемотехники.

Актуальность выбранной темы:

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

• Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

• помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

• обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

• развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

• снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

• развивать мелкую моторику у детей.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в своей работе я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Прием мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ;

Также при заучивании стихов, отгадывании и загадывании загадок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В процессе обучения связной описательной речи приёмы мнемотехники служат средством планирования высказывания.

Этапы использования мнемотаблиц :

Этап №1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап №2 Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап №3 Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы, .е происходит отработка метода запоминания

Этап №4 Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Этапы работы со схемой-моделью :

• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

Опираясь на опыт педагогов, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых; при пересказе сказок, например: сказка «Маша и медведь». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением :

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Учить детей дошкольного возраста с ОНР составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными, последовательными.

Следующая мнемотаблица служит опорой для составления описательного рассказа по теме: «Спорт». Эта тема является актуальной в системе коррекционной работы с дошкольниками С ОНР, так как знания о спорте позволяют значительно обогатить и активизировать словарный запас, сформировать грамматические категории, связные высказывания, расширить кругозор ребёнка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, происходит и воспитание звуковой культуры речи. Всё это необходимо для подготовки ребёнка к школе.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, приёмы мнемотехники. Которые помогают нам задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствуют мышление и речь, делают высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживают интерес детей к активной речевой деятельности.

С помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому обучение детей с ОНР умению рассказывать или пересказывать, используя приёмы мнемотехники, являются эффективным средством подготовки их к школе.

Список использованной литературы :

• Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

• Барсуковой Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

• Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! М., 2007.

• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

• Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

• Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Публикации по теме:

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Конспект занятия «Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми»Конспект занятия «Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми» Кинетический песок - это очень современный и уникальный материал, предназначенный для детских игр. Впервые кинетический песок появился в.

Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 летИспользование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 лет Подготовили: Учитель–логопед: Маркова Ольга Владимировна Учитель–дефектолог: Шестакова Наталья Владимировна "Театр - это волшебный край,.

Использование приёмов мнемотехники при автоматизации звуков у детей с ОНР Особенности психологического и речевого развития детей с ОНР 1. Нарушения лексического и грамматического компонентов речи. 2. Недостаточная.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР» “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Видео проекта на конкурс им. Л. С. Выготского «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 14 мая 2019 в 20:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД