Папки-передвижки

Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС

Людмила Бастракова
Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Задержка психического развития у дошкольников.

2. Терапевтические сказки.

3. Логосказки : дидактические принципы.

4. Виды логосказок :

- артикуляционные сказки.

- фонетические сказки.

-лексико-грамматические сказки.

- сказки, способствующие развитию связной речи.

-пальчиковые сказки.

- сказки, используемые при обучении грамоте.

4. Литература.

Публикация «Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС» размещена в разделах

1. Задержка психического развития-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями отставания являются: эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается тревожность, личная незрелость.

Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Это значительно снижает продуктивность детей в решении разного рода задач и приводит к заниженной самооценке.

Е. Н. Винарская отмечает, что эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи.

2. Эмоции детей интенсивно развиваются в деятельности, насыщенной переживаниями. Одной из таких является сказкотерапия. (терапия, т. е)

Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.

С помощью сказки – волшебной тропинки в детство – можно отыскать и осознать психологические проблемы, а также увидеть пути их решения. С помощью сказочных образов мы можем помочь малышу найти выход из сложных ситуаций, избавить от психологических проблем, поговорить о таких понятиях, как:

отношение к людям, отношение к делу, отношение к себе, отношение к вещам.

Педагог И. А. Пазухина предлагает использовать сказки социального характера, в процессе рассказывания которых, дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); что нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и невербальных средств общения («Сказка о невоспитанном Мышонке»).

Использовать такие сказки хорошо, когда лексические темы недели такие, как: «Миром правит доброта», «Дружба» и т. д….

3. Найти сейчас такие сказки можно и в печатной литературе и в интернет- ресурсах:

Серия сказок : «Антикапризин» «Сказка про страну нерях», «Бунт игрушек»; Терапевтические сказки, сказки социального характера

4. Логопеду необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям. Сказка является хорошим помощником в этой работе.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, а также, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения,воспитанию нравственных качеств

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

5. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи :

– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок :

1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

6. Артикуляционные сказки

Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.

Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является обезьянка Чичи. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

Ткаченко Т. А. Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ

Послушай сказку «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена

артикуляция звука ЛЬ.

7. Фонетические сказки сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков.

В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.

Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи)

Логопедическая сказка «Приключения зайчонка Кузи» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения произносительной стороны речи. Дидактические задания и игры помогут автоматизировать звук [ш] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [ш] — [с]…

8. Лексико-грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская, О. В. Ильиной и др. авторов, несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Это сказки на формирование лексического словаря, например «Домашние животные»

9. Шустрик у бабушки.

Это и сказки на развитие навыка словообразования, например,

ПРО ПОСУДУ

10. Сказки-описание предмета :

ОДУВАНЧИКИ

ДЛИННЫЙ И КОРОТКИЙ

Сказка. Антонимы

11.12. Сказки, способствующие формированию связной речи

Виды работ со сказками :

1. Ребёнок учится слушать и размышлять.

2. Ребенок разыгрывает сказки.

3. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек, или изменяет концовку сказки. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

13. Пальчиковые сказки

Пальчиковые сказки :

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Сказка о руковичке

15. Сказки по обучению грамоте

Логосказки :

- знакомят детей с гласными и согласными звуками,

- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

- развивают слуховое внимание;

- развивают фонематический слух;

- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;

- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами

Литература:

Георгиевская Д. А., Акутина С. П. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 896-899.

Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет

СПб: Паритет-2014

Парфёнова Е. В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности

Логопедические сказки для самых маленьких

И. А. Пазухина Давайте поиграем Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей СПб : Детство-Пресс 2015

Рукавичка. Пальчиковая сказка. М. «Карапуз» 2014

Быстрова Г. А., Сизова Э. А. Логосказки КАРО Санкт-Петербург, 2014

— URL https://moluch.ru/archive/102/23492/ ( дата обращения: 17.12.2018).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 10:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бастракова (УИ 817305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД