Людмила Бастракова
Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Задержка психического развития у дошкольников.
2. Терапевтические сказки.
3. Логосказки : дидактические принципы.
4. Виды логосказок :
- артикуляционные сказки.
- фонетические сказки.
-лексико-грамматические сказки.
- сказки, способствующие развитию связной речи.
-пальчиковые сказки.
- сказки, используемые при обучении грамоте.
4. Литература.
Публикация «Использование сказок в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений у детей с расстройством ЭВС» размещена в разделах
1. Задержка психического развития-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями отставания являются: эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается тревожность, личная незрелость.
Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Это значительно снижает продуктивность детей в решении разного рода задач и приводит к заниженной самооценке.
Е. Н. Винарская отмечает, что эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи.
2. Эмоции детей интенсивно развиваются в деятельности, насыщенной переживаниями. Одной из таких является сказкотерапия. (терапия, т. е)
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
С помощью сказки – волшебной тропинки в детство – можно отыскать и осознать психологические проблемы, а также увидеть пути их решения. С помощью сказочных образов мы можем помочь малышу найти выход из сложных ситуаций, избавить от психологических проблем, поговорить о таких понятиях, как:
отношение к людям, отношение к делу, отношение к себе, отношение к вещам.
Педагог И. А. Пазухина предлагает использовать сказки социального характера, в процессе рассказывания которых, дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); что нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и невербальных средств общения («Сказка о невоспитанном Мышонке»).
Использовать такие сказки хорошо, когда лексические темы недели такие, как: «Миром правит доброта», «Дружба» и т. д….
3. Найти сейчас такие сказки можно и в печатной литературе и в интернет- ресурсах:
Серия сказок : «Антикапризин» «Сказка про страну нерях», «Бунт игрушек»; Терапевтические сказки, сказки социального характера
4. Логопеду необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, а также, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения,воспитанию нравственных качеств
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
5. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи :
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Существуют следующие виды логосказок :
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
6. Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является обезьянка Чичи. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.
Ткаченко Т. А. Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ
Послушай сказку «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена
артикуляция звука ЛЬ.
7. Фонетические сказки сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков.
В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи)
Логопедическая сказка «Приключения зайчонка Кузи» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения произносительной стороны речи. Дидактические задания и игры помогут автоматизировать звук [ш] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [ш] — [с]…
8. Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская, О. В. Ильиной и др. авторов, несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Это сказки на формирование лексического словаря, например «Домашние животные»
9. Шустрик у бабушки.
Это и сказки на развитие навыка словообразования, например,
ПРО ПОСУДУ
10. Сказки-описание предмета :
ОДУВАНЧИКИ
ДЛИННЫЙ И КОРОТКИЙ
Сказка. Антонимы
11.12. Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками :
1. Ребёнок учится слушать и размышлять.
2. Ребенок разыгрывает сказки.
3. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек, или изменяет концовку сказки. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
13. Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки :
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Сказка о руковичке
15. Сказки по обучению грамоте
Логосказки :
- знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух;
- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами
Литература:
Георгиевская Д. А., Акутина С. П. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 896-899.
Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет
СПб: Паритет-2014
Парфёнова Е. В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности
Логопедические сказки для самых маленьких
И. А. Пазухина Давайте поиграем Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей СПб : Детство-Пресс 2015
Рукавичка. Пальчиковая сказка. М. «Карапуз» 2014
Быстрова Г. А., Сизова Э. А. Логосказки КАРО Санкт-Петербург, 2014
— URL https://moluch.ru/archive/102/23492/ ( дата обращения: 17.12.2018).