Лучший педагог года

Использование современных образовательных технологий по речевому развитию дошкольников

Попова Елена
Использование современных образовательных технологий по речевому развитию дошкольников

( 1 слайд) В настоящее время проблема развития речи становится все более актуальной проблемной в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы. Речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования. (2 сдайд) Представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах многих ученых Л. С. Выготский, А. А. Леонтьева, Ж. Пиаже, Ф. А. Сохина, Е. А. Флёрина, Д. Б. Эльконин. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми. В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

Публикация «Использование современных образовательных технологий по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах

Таким образом, мною было проанализированы результаты речевого развития детей на основе дифференцированного (индивидуального) обучения. Изучение особенностей воспитанников осуществлялось при помощи наблюдения, делала заметки в виде карт индивидуального развития ребенка. Результаты наблюдений по данным картам свидетельствуют о негативной динамике состояния речевого развития детей. (3 слайд) 45 % детей имеют низкий уровень развития речи, 35% -средний и 20 % высокий уровень развития речевых навков. Наиболее отчётливо недостатки развитии речи проявляются в бедности словаря, в неправильном произношении звуков, в несформированности связной речи. Исходя из выше сказанного, перед собой поставила цель и задачи.

(4 слайд) Цель: развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

(5 слайд) Задачи представлены на слайде:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры и др.)

дидактические игры и др.)

Новизна моего опыта состоит во внедрении инновационных и развивающих речевых технологий в процессе ОД в условиях ФГОС ДО.

В своей работе с детьми руководствуюсь не только принципами ФГОС ДО, но и принципами, описанными голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий, которые представлены на слайде. (6 слайд)

Принцип 1: вызвать у воспитанников устойчивую мотивацию к образовательной деятельности; это может основываться на личном опыте воспитанников.

Принцип 2: организовывать образовательный процесс диалогично, то есть в сотрудничестве с воспитанниками, а не по принципу «сверху вниз».

Принцип 3: организовывать образовательный процесс через наблюдение как во ФГОС ДО: постоянное наблюдение за деятельностью воспитанников; поправлять и поддерживать в случае необходимости.

Принцип 4: организовывать образовательный процесс в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы (например, устная речь, а также графические модели и символы).

Принцип 5: способность к рефлексии и оцениванию самими воспитанниками своего прогресса (чувство компетентности).

Принцип 6: стимулировать инициативу и творчество воспитанников

На основе анализа педагогических технологий, в своей практике применяю следующие технологии : (7 слайд)

• Логоритмика.

• Моделирование.

• Синквейн.

Технологии проблемного обучения

• Игровые технологии

• Компьютерные технологии

1. Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (8 слайд) - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи.

2. Константин. Дмитриевич. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, в своей практике часто использую моделирование (9 слайд) на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Одной из эффективных технологий в развитии речи у детей, является работа над созданием синквейна. Синквейн - (9 слайд) это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящую из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написнное по следующим правилам. (10 слайд)

1строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Знакомство с этим приёмом следует начинатьв старшем дошкольном возрасте!

На слайде представлен пример составления синквейна. (11 слайд) Так же можно составлять синквейн-загадки. (12 слайд) Применение на практике данной технологии очень заинтересовало и увлекло детей. В группе создана копилка детских стихотворений и загадок по технологии составления синквейна. На слайде приведены примеры некоторых из них. (13 слайд)

(14 слайд) Так же в своей практике широко использую игровые педагогичекие технологии К основным видам дечтельности дошкольника относят игру и общение, следовательно игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование связной речи, а значит и речевой активности ребенка. В данных играх детям предлагаются ситуации, которые заставляют размышлять и выражать свои мысли в свободной форме, такие игры позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. Речевые игры с элементами побуждающие ребенка думать, рассуждать. В своей работе использую разнообразные игровые ситуации : «А что, если бы.», «Почемучка», «Хорошо-плохо» и др.

(15 слайд) Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

То есть благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Мною разработана картотека проблемных. (16 слайд) ситуаций, которые позволяют задавать проблемную ситуацию в процессе образовательной деятельности, что способствует развитию речи дошкольников.

4 Информационные технологии.

Именно дошкольнику, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, в своей работе использую информационные технологии. Использование ИКТ позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. В образовательной деятельности я использую такие цифровые ресурсы как: (17 слайд)

-Электронные презентации (по лексическим темам)

Электронные компьютерные игры.

- Электронные сказки

-Видеофильмы, видеофрагменты

- Материалы электронной детской библиотеки.

-Система электронных мультимедийных презентаций –одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мною составлены интересные презентации для развития речи детей. Например такие как: «Узнай чей хвостик» (18 слайд, «Путешествие по следам зверей», «Кто, где спрятался» и др.

-В своей работе с дошкольниками по развитию речи, как составляющая часть занятия, использую компьютерные игры из серии(19 слайд, «Маленький гений» издание Бука. Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у моих воспитанников, раскрывает передо мной огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи. это такие упражнения как «Соберем игрушки», «Кто, где живет», «кому, что нужно для работы» и др.

- Работа с электронными сказками (20 слайд, – это такая методика, где дети сами составляют сказку по предложенным иллюстрациям. Этот вариант работы спосбствует развитию воображения, фантазии, а также формированию связной речи.

- Также в своей работе использую развивающую компьютерную программу «Готовимся к школе с Зайкой- Всезнайкой». (21 слайд, Программа содержит диск с заданиями, которые прививают ребенку навыки самостоятельных ответов, способствую развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Применение информационных технологий развития речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.

Опыт работы показал, что использование современных педагогических технолгий по развитию речи дошкольников дает положительные результаты.

По результатам повторных наблюдений в развитие речи детей можно сделать следующие выводы: (22 слайд, 30% детей имеют низкий уровень развития речи, 55% -средний и 25% высокий уровень развития речевых навков.

- у дете значительно возрастает интерес к занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.

Заключение: Таким образом технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

(23слайд, Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий по речевому развитию дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 16:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД