Мелада Миделашвили
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Использование современных
образовательных технологий в учебном процессе
воспитателя ГБДОУ д/с № 100
Миделашвили М. Л
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии :
1. Квилинг.
2. Нетрадиционные техники рисования.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» размещена в разделах
3. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения).
4. Игровые технологии в ДОУ.
5. Информационно-коммуникативные технологии.
6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей.
7. При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская).
8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи).
Образовательная технология квиллинг и нетрадиционная техника рисования (рисование по дереву, на камнях, пластилинография на CD-дисках, горячий воск) органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется в организации образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательной области «Художественное-эстетическое».
Квиллинг (искусство бумагокручения). Польза квиллинга и нетрадиционной техники рисования неоспорима:
1. Квиллинг и нетрадиционная техника рисования развивает мелкую моторику у детей.
2. Способствует связи пальцевой моторики и речевой функции.
3. Развивает воображения.
4. Квиллинг и нетрадиционная техника рисования – способ самовыражения.
5. Занятия квиллингом и нетрадиционной техникой рисования развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
6. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.
Изучение основных элементов квиллинговой техники и нетрадиционной техники рисования необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок, дерева, камней, пластилина и воска.
В старшем и подготовительном возрасте дети с удовольствием занимаются творчеством. С этими технологиями я работаю уже около двух лет и теперь этот вид творчества мы с детьми часто применяем, если участвуем в каком-нибудь конкурсе и даже занимаем первые места.
Технологии развивающего обучения позволяют мне посмотреть на идею обучения, идущую впереди развития и ориентированную деятельность ребенка как основную цель. Знания – это не конечная цель, а всего лишь среда развития детей. На первый план выдвигаю развитие детей в различных видах деятельности, формировании познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности.
Немаловажное значение имеет планирование и организацию взаимодействия, с социумом, реализацией поставленных целей, анализ результатов деятельности.
Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем, родителями. К развивающей технологии я отношу игровую деятельность, которая создаёт доброжелательный настрой на восприятие воспитательно – образовательного материала. Игра создаёт положительную атмосферу сотрудничества с взрослым.
Важной особенностью использования игровых технологий, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии, направлены на развитие психических процессов : восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Основными факторами развития речи становится общение с взрослыми и сверстниками, организованные словесные игры и проведение НОД. Хороший результат даёт введение в обучающий процесс метод использования мнемотаблиц для :
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Работа на занятиях с использованием мнемотаблиц состоит из:
1. Рассматривания таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется получение информации, преобразование из абстрактных символов слов в образы.
В технологии здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:
Овладеть набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни.
Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития не только использую традиционные формы и методы, но и изготовленное нетрадиционное оборудование под моим руководством совместно с родителями, детьми. С нетрадиционным оборудованием выполняются упражнения по развитию физических качеств, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Во время непосредственной образовательной деятельности, обязательно используется музыкотерапия.
Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у воспитанников формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.
Работе по здоровьесберигающей технологии направлена на сохранение и повышение уровня здоровья и здорового образа жизни воспитанников. В своей практике я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
1. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.).
2. Физкультминутки, динамические паузы.
3. Самостоятельная деятельность дошкольников.
4. Непосредственно образовательная деятельность.
5. Работа с родителями.
6. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.
Думаю, что научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, очень важно при дальнейшем обучении в школе.
На моих занятиях физической культурой дети с удовольствием выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются на ортопедических мячах, с массажёрами.
Здоровьесберегающий подход - психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие)
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Игра есть средство познания действительности и рассматривается:
- как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;
- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
-особое отношение личности к окружающему миру;
- социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру) ;
- особое содержание усвоения;
- социально- педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Таким образом, игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.
Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
Для реализации этого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр.
При использовании игровой образовательной технологии необходимо использовать следующие принципы.
1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.
Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась "под материал", а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.
2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.
Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий " на тему материала"
3. Принцип интерактивности
Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.
Игровая образовательная технология - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности детей. В работе с детьми предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении на уровне «воспитатель – дети - группа». Вовлекаю детей во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность ребенка в этой технологии открыта для воспитания и условия новых знаний, осознаний и ответственный выбор в различных ситуациях.
Я, считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своим образовательным возможностям.
В моей группе дети с разным уровнем развития. Используя личностно-ориентированную технологию, делю воспитанников на условные группы с учетом особенностей в развитии. Мною учитываются личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, взаимоотношения с воспитателем, особенностям развития психических процессов. Подбираю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Воспитательное - образовательный процесс я выстраиваю таким образом :
1. в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
2. организую образовательную деятельность в форме совместной игры;
3. организую игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
4. обучение провожу в спокойном тоне;
5. откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
6. в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даю возможность проявить свой интерес и выполнить задания правильно.
7. Взаимодействие с родителями их активное участие в жизни группы, учреждения дают положительные результаты. Мы участники в разных выставках и конкурсов. Наши работы отмечены грамотами, благодарственными письмами. Представленные образовательные технологии используются в организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с интеграцией образовательных 5 областей.
При реализации технологии детского экспериментирования отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.
В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки, связи; выдвигать гипотезы, строить сложные предложения; отбирать материал для самостоятельной деятельности; делать выводы.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
В своей группе я постоянно создаю условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности. Мы с детьми проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй). Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость, с основными видами движения (скорость, направление) и т. д. При проведении опытов знакомлю детей с правилами техники безопасности.
В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Большую радость испытывают дети от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Технология проектирования – одна из форм поисковой деятельности, способствует развитию их творческих способностей. В процессе проектирования обучаю детей умению работать в коллективе, подчинять свои интересы общего дела, спокойно решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам проекта, обсуждать и оценивать действия друг друга.
В основе проектной деятельности я вижу детскую деятельность, в которой открывается много нового и неизведанного ранее. Это получение результата в процессе совместной работы взрослого и детей над определённой проблемой. Такое сотрудничество развивают умения работать в коллективе, подчинять свой характер, темперамент интересам общего дела, решать творческие споры, достигать договорённость, умение обсуждать достигнутые результаты, оценивать действия каждого.
В проектной деятельности я стараюсь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, реализовать его интересы, потребности, что способствует развитию личности детей.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника: