Лучший педагог года

Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников

Оксана Бондаренко
Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

Публикация «Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников» размещена в разделах

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 60% от его образа жизни.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме валеологического просвещения, было определено, что «валеологическое просвещение - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса»,

В нашем детском саду за 2016 г. процент заболеваемости детей увеличился, по сравнению с предыдущим годом на 6,9 %, за счет поступления детей во 2 корпус учреждения. Еще одной причиной детской заболеваемости являются регионально-климатические особенности нашего округа. (актуальность для ДОУ)

При этом всё же следует правильно оценивать возможности самого ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здесь на помощь приходят современные здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых, как отмечалось выше, воспитание валеологической культуры у детей-дошкольников, создание такой развивающей среды, которая способствовала бы расширению ближайшей зоны развития ребёнка, приобщения его к здоровому образу жизни.

Реализуемая нами программа «Детство» нацеливает педагогов на формирование у детей дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания являются только одной из составных частей по воспитания валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью формирования валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения их здоровья, и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми.

В связи с этим, создание системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника в процессе воспитательно-образовательной работы в группе, исходя из имеющихся в ДОУ условий, стало актуальным и необходимым.

Создавая систему работы по формированию валеологической культуры дошкольников нужно использовать современные оздоровительные технологии, нетрадиционные подходы к организации различных форм работы с детьми.

Интеграция работы педагога по воспитанию валеологической культуры дошкольников в различные виды детской деятельности в процессе воспитательно-образовательной работы в группе:

1. на занятиях:

занятия по валеологии (2 раза в месяц) на занятиях «социальный мир»;

интеграция с другими областями (межпредметные связи)

2. вне занятий:

проектная деятельность;

опытно-исследовательская деятельность;

оздоровительные подвижные игры в режиме дня;

дидактические игры;

чтение художественной литературы;

психофизический тренинг;

творческие задания,

проблемное обучение

сказкотерапия.

3. на тематических мероприятиях:

дни здоровья;

недели здоровья;

валеологические шоу;

праздники здоровья;

КВН, викторины;

просмотр видеофильмов;

конкурсы рисунков, стенгазет;

4. оздоровление через режимные процессы

утренняя гимнастика;

психогимнастика;

гимнастика после сна;

в процессе питания;

зрительная гимнастика;

дыхательная гимнастика;

массаж, самомассаж;

точечный массаж.

5. во время летнего оздоровления.

Наверняка, каждый из присутствующих понимает, что можно долго биться, воспитывая у ребенка основы здорового образа жизни в детском саду, но если ребенок приходит домой, и родители, элементарно, забывают напомнить ему вымыть руки, то о каком здоровье может идти речь, поэтому целесообразно в комплексе образовательных здоровьесберегающих технологий использовать валеологические технологии просвещения родителей. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".

Сложилось так, что именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть индивидуальные и групповые, традиционные и нетрадиционные.

В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает :

• целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;

• ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

• обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);

• ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Для реализации этих задач широко используются :

• информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;

• консультации;

• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

• семинары-практикумы;

• деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д. ;

«дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур;

• совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

• Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей.

Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Огромное значение для решения поставленных нами задач имеет создание предметно-развивающей среды.

Пособия и наглядно-дидактические игры можно не только покупать, но разрабатывать самим и родителями («Как мы дышим», «Здоровое сердце», «Разгадай кроссворд» и «Как устроен человек) научат детей анализировать, синтезировать, строить гипотезы и умозаключения.

Организация семейных клубов сплотит педагогов и родителей по решению проблемы сохранения здоровья и детей.

Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми и их родителями с включением инновационных методов оздоровления имеет огромный учебно-воспитательный оздоровительный потенциал, что бесценно для воспитания валеологически культурного дошкольника.

Публикации по теме:

Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Внедрение развивающей.

Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом "Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников" Речевое общение – одна из главных.

Использование современных технологий в развитии творческих способностей дошкольников Аннотация: данный материал освещает вопрос применения творческих заданий Елены Ульевой «Времена года» в образовательной деятельности дошкольного.

Презентация «Использование современных педагогических технологий» 1 слайд Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием.

Опыт работы «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «СЕМИЦВЕТИК» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО.

Отчёт об использовании современных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя Применение современных образовательных технологий Актуальность: Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная.

Педсовет «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса» Перед началом педсовета проводится игра: Метод «Найди похожих» Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки,.

Познавательная активность дошкольников с применением современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС 1 слайд Тема: Познавательная активность дошкольников с применением современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

Семинар-практикум «Использование современных педагогических технологий в музыкально-театрализованной деятельности» .

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 11:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД