Юлия Круглова
Использование среды темной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ № 48 «Росток» педагогами-психологами широко используется оборудование темной сенсорной комнаты при работе с детьми с ОВЗ (дети с ТНР, с ЗПР, с РАС и др.). Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, т. к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Развивающие занятия с детьми состоят из нескольких этапов, особенно если дети впервые оказались в сенсорной комнате :
Публикация «Использование среды темной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Первый этап ознакомительный:
- познакомить детей с правилами и особенностями организации занятий в сенсорной комнате;
- создание настроя на совместную работу;
- разминка и упражнение на снятие волнения, напряжения;
Второй этап основной (во время работы он меняется) :
- развитие кожно-кинетической чувствительности, так как она является базой для слухового и зрительного восприятия;
- для развития тактильной чувствительности используются «пузырьковая колонна», «веселый фонтан»;
– занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора используется музыкальный центр;
- зрительные ощущения стимулируют различные игры со светооптическими волокнами. Очень часто с звездного неба начинаются и заканчиваются наши занятия;
- мягкие пуфы с гранулами мягко поддерживают тело, принимают его форму, хорошо подходят для отдыха, релаксации и наблюдения за звездным небом и т. д. ;
- напольная сенсорная дорожка, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, закаливают организм, оказывают оздоровительный эффект;
-рассказывание и проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью помогает нам столик с песком и подсветкой (песочная терапия). Рисование на песке способствует сенсомоторному развитию детей, формирует способность к манипуляциям одновременно двумя руками, интеграцию движений рук и глаз, формирует нетрадиционные для изобразительной деятельности мышечно-двигательные ощущения.
Специальные световые эффекты, яркие цвета подсветки, создают атмосферу ожидания чуда, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций.
Третий этап заключительный:
-подведение итогов общения;
-обобщение приобретенного опыта (Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия в сенсорной комнате достоверно улучшают состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, детей попавших в трудную жизненную ситуацию или имеющих посттравматические стрессовые расстройства, а также решают задачи профилактики эмоциональных нагрузок педагогов, что в наше время очень актуально, поскольку эта категория работников очень часто подвержена стрессу и стрессовым ситуациям.
Статью подготовила:
педагог – психолог МБДОУ № 48 «Росток»
Круглова Ю. В.