Приложение МААМ

Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией

Юлия Макарова
Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. В настоящее время количество детей с этим видом речевой патологии стремительно увеличивается, что делает проблему актуальной и требует разработки разнообразных методов и приемов для коррекции алалии.

Одним из методов в коррекции моторной алалии является использование сюжетно-ролевых игр на этапе активизации речи, а также в последующих стадиях работы.

Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией» размещена в разделах

Данный метод считается эффективным (Л. С. Выготский, Эльконин Д. Б., А. В. Соколова, С. П. Воронина, В. С. Чернявская, Р. Л. Бабушкина, поскольку он подходит детям младшего возраста. Создавая атмосферу непринужденной игры, включающей интересы конкретного ребенка, логопед может длительное время удерживать его внимание, использовав при этом все необходимые для стимуляции речевой активности задания.

Также в занятиях по преодолению моторной алалии важно использовать опору на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, поскольку это позволяет обеспечить более разностороннее знакомство ребенка с новым речевым материалом. Названным условиям отвечает сюжетно-ролевая игра, в процессе которой у детей есть возможность увидеть, услышать и изобразить жестом объект, что позволит более прочно в сознании ребенка закрепить связь между предметом и словом (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская).

Именно сюжетно-ролевой игре мы хотим уделить наибольшее внимание, так как она создает коммуникативную ситуацию, в которой больше всего нуждается неговорящий ребенок младшего возраста. В качестве примера приведем конкретные занятия по стимуляции речевой активности (А. Н. Корнев).

Цель — используя эмоциональную вовлеченность параллельно с сюжетом, добиться от ребенка повторения звукоподражательных комплексов.

Задачи

Внедрение в пассивный и активный словарь звукоподражательных комплексов.

Внедрение в пассивный и активный словарь слов по темам «Лес», «Деревня», «Город».

Внедрение в пассивный и активный словарь глаголов «едет», «приехали», «бегать».

Развитие общей моторики (имитация движений медведя, черепахи и пр.).

Особенность занятий заключается в том, что они проводятся в виде сюжетно-ролевой игры, близкой интересам ребенка.

Мы предлагаем игровую ситуацию, в которой «героями» становятся две машинки, мы использовали ее для мальчиков 3—4 лет. За одного персонажа (машинку) играет логопед, за другого — ребенок.

Сами занятия построены на приключениях машин по дорогам в разных местах. Через каждые два занятия локация сменяется новой (город, лес, деревня, морские просторы). Известно, что детьми с моторной алалией новый материал усваивается с трудом, поэтому им необходимо вторичное проигрывание той или иной ситуации. Далее постепенно вводится новый речевой материал, при этом пройденный все еще сохраняется до усвоения ребенком (О. А. Захарова). На протяжении всего путешествия машин встречаются различные персонажи. Логопед вводит новые предметы в игру и озвучивает их. Также герои сталкиваются с трудностями, преодолевать которые они могут через озвучивание своих действий: «Я хочу.», «Тук-тук», «Дай.» и т. п.

Далее представлен конспект логопедического занятия по стимуляции речевой активности по теме «Город».

Условия проведения занятий:

речь логопеда должна быть четко артикулированной и эмоциональной;

все гласные в словах должны пропеваться логопедом;

обязательное использование большого количества междометий и указательных местоимений («там», «тут», «туда» и т. п.);

все фразы должны быть простыми и четкими, а слова не должны иметь сложную слоговую структуру;

все персонажи локаций должны быть объемными;

нельзя настаивать на повторении речевого материала ребенком во избежание логофобии;

занятия должны проводиться на ковре и длиться не более 15—20 минут.

Оборудование: игрушка-мышка, макет дороги (дорожная разметка, пешеходные переходы, заправка, гараж, 5 машинок одного размера, но разных по цвету, полицейская машина, игрушечные фигурки персонажей (бабушка, кошка, самолетик.

Организационный момент

Логопед. Егорка, привет! А наша мышка все еще живет у тебя в ванной? Пойдем скорее вместе с ней ручки мыть!

Логопед и ребенок «моют руки» с использованием элементов логоритмики.

Мышка мылом мыла лапку —

Одной рукой «моют» другую.

Каждый пальчик по порядку.

Указательным пальцем касаются каждого пальца.

Вот намылила Большой,

«Намыливают».

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно —

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой —

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла: —

Очень он боялся мыла!

Быстро и осторожно «намыливают» мизинцы.

Основная часть

Логопед. Егорка, наши машинки отправятся в путешествие! Мы поедем в город.

Перед ребенком выкладывают 5 машинок одного размера, но разных цветов. Логопед предлагает выбрать зеленую и красную. В случае отказа в выборе данного цвета ребенок выбирает понравившийся, при этом логопед озвучивает выбор ребенка.

Логопед. Отлично! Отправляемся на дорогу. (Садятся на макет дороги.) Егорка, чтобы завести машину, нужно ее назвать. Как у нас говорит машина?

Ребенок. Би-би!

Логопед. Она поедет, если произнести ее имя. Я говорю: «Би-би», и моя машинка едет. Пусть и твоя машинка скорее поедет!

Говорят громко и четко: «Би-би!»

Логопед. Ура! Мы завели наши машины. Поехали! Вж-ж-ж, машины едут прямо. Вот навстречу пешеходный переход. Стоп, машинка остановилась! Идет бабушка — баба — топ-топ-топ. Пропустили бабу, едем дальше — вж-ж-ж.

Ой! Нам навстречу — новая машинка! Давай с ней поздороваемся: «Привет, би-би!». Поздоровались, едем дальше.

Ой! Наши машинки долго ехали и проголодались. Их нужно кормить. Поехали на заправку — «вж-ж-ж». Приехали — буль-буль-буль. Ура! Едем дальше.

Ой! Кто же едет нам навстречу? Это полицейская машина — виу-виу-виу! Поздороваемся с ней: «Привет, би-би!». Полицейская машина поехала дальше — виу-виу-виу!

Ой! Кто это летит? Это самолет — у-у-у. Самолет улетел — у-у-у. А как у нас самолетик летает? Полетим, как самолетик? Ура! Полетели! (Имитируют движения самолета.) Ой! Стоп! Пешеходный переход. Машинки остановились. Кто это идет? Это киса. Киса — мяу-мяу-мяу. Давай пойдем, как киса. (Имитируют движения кошки.) Киса ушла. Пока, мяу-мяу!

Организация окончания занятия

Логопед. Ой! Наши машинки устали. Поехали в гараж — вж-ж-ж. Доехали до гаража. Машинки будут спать: «Би-би, бай-бай!» А как машинки спать ложатся? Вот так! (Складывают руки к лицу и сопят, имитируя сон.) Ах! Как мы здорово поиграли! Машинки легли спать, а завтра поиграем с ними опять.

Логопед озвучивает все движения и голоса новых героев, стимулируя тем самым речь ребенка на звукоподражательном уровне и постепенно увеличивая словарный запас, чтобы создать основу для вызова элементарной фразы.

Важно подчеркнуть, что весь неречевой материал представлен в виде объемных предметов: детям в младшем возрасте необходимо изучить предмет со всех его сторон, так как это вызывает у них наибольший интерес, что положительно влияет на создание мотивационной сферы (Н. В. Нищева).

Наш опыт показывает: используя метод сюжетно-ролевой игры, можно создать атмосферу непринужденного игрового процесса с ребенком, а также необходимую в данном случае коммуникативную ситуацию, что будет положительно влиять на его интерес и поможет добиться активизации речи

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возраста Цель: продолжать формировать у детей представление о профессии воспитатель. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, родители.  Предварительная.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу» для детей старшей группы онспект сюжетно – ролевой игры «Пожар в лесу». Задачи: закрепить с детьми знания об особенностях профессии пожарного; правила пожарной.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 летКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет Сюжет №1 «Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возрастаПроект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возраста Галия Бакланова Проект сюжетно-ролевой игры "Банк" Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» Актуальность Работать в банке я хочу, Эта работа.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Экскурсия в столицу России» для детей 5–6 лет Сюжетно – ролевая игра " Экскурсия в столицу России" Задачи: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять.

Знакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПРЗнакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 14:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сюжетно-ролевой игры для стимуляции речевой активности детей с моторной алалией» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Макарова (УИ 859399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД