Омельченко Людмила
Использование техники торцевание как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С недавних пор современное образование делает упорный акцент серьёзной проблеме развития детей с особыми образовательными потребностями. Построенный образовательный маршрут детей с ОВЗ, как и образовательная траектория детей с нормативным развитием, преследует, по сути, одни и те же цели: формирование личности и общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социо – культурным ценностям; формирование практических представлений, навыков и умений, необходимых для самореализации и общественной жизни. Вопрос развития мелкой моторики у детей с ОВЗ приобретает значение и переходит на первый план. Поскольку она является одной из главных и решающих характеристик успеваемости обучающихся на начальном этапе образования, впоследствии дающая толчок для возможности успешного обучения. Научно апробировано и доказано, что развитость мелкой моторики рук несёт огромное значение, как для физического, так и для психического состояния детей. Правильно сформированная мелкая моторика выступает в роли обязательного требования для нормального развития каждого ребёнка, однако этот параметр особенно актуален для детей с ОВЗ. Помимо учебных навыков (письмо, рисование, лепка, мелкая моторика немаловажна и при осуществлении повседневных бытовых действий (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т. д.).
Публикация «Использование техники торцевание как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Торцевание. Аппликации в технике торцевания
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики у детей с ОВЗ стоит остро и по – прежнему актуальна, поскольку мелкая моторика взаимозависима с речевой функцией. Решение проблемы у детей с ОВЗ успешно протекает в различных видах деятельности, но наиболее значимым считается изобразительная деятельность.
Поскольку в сегодняшней действительности исследование выбранной проблемы в полной мере не включает итоговое решение и этим повышает интерес в научных кругах.
Центральное положение теории Н. А. Бернштейна занимает анатомическое развитие уровней построения движений и его возникновение с момента рождения, но завершается оно уже к двум годам. Позже начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [3].
«Мелкая моторика – целенаправленные движения мелких мышц кистей рук, координация «рука – глаз». Развитие мелких движений рук осуществляется строго под контролем зрительного рецептора. В применении к моторным навыкам руки и пальцев зачастую используется понятие «ловкость». Под ловкостью понимают разнообразные и функциональные действия от простых жестов, к примеру, захват предметов, до очень мелких и точных движений, от которых в дальнейшем будет зависеть почерк человека».
Уровень сформированности мелкой моторики – одна из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области у детей появляются серьёзные трудности [1]. Грамотно организованные тренировочные упражнения и задания для мелкой моторики рук ребёнка являются определяющим звеном детского развития в целом. Эта составляющая умений уже формируется в тот момент, когда ребёнок только что родился. Наряду с развивающейся нервной системой у ребёнка также зарождается мелкая моторика. Стоит подчеркнуть значимость влияния мелкой моторики, и как она напрямую связана с речевым развитием. Если у ребёнка имеются речевые расстройства и нарушения, психологи советуют обратить внимание на совершенствование мелкой моторики. Упражнения, направленные на мелкую моторику, позволяют ко всему прочему тренировать память, воображение, повышают координацию и раскрывают творческий потенциал. Уровень развитости мелкой мускулатуры рук также формирует главные качества ребё нка: речь, концентрацию внимания, воображение, ориентировку в пространстве.
Мелкая моторика по праву считается важной частью для развития детей. Запорожец А. В., Лурия А. Р., Павлов И. П., Леонтьев А. А. и другие исследователи установили зависимость речевого развития и моторики : моторные навыки и умения у ребёнка развиваются при участии речи. М. М. Кольцова пришла к заключению (выводу, результату, что формирование речевых зон мозга подчинено влиянию кинестетических импульсов от пальцев рук. Она пишет «Исторически в процессе развития человечества движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией. Первобытные люди использовали форму общения с помощью жестов: особенно значительную роль играли руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно» [4].
Изучая научную – педагогические источники, выяснилось, стало известно, чтомногие детские педагоги делали акцент на развитие мелкой моторики : В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова – описали технологию работы по развитию моторики у детей.
В настоящее время подтверждено необходимое внедрение современных, оригинальных материалов и интересных способов изображения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Необычные приёмы дают возможность легко преодолевать детьми страх перед ошибкой или неудачей. Такие приёмы делают возможным переход с предметного рисования к выражению в рисунке разных чувств и эмоций, позволяют ребёнку обрести свободу и уверенность в своих силах и возможностях. Усвоив разнообразные навыки и приёмы изображения предметов окружающего мира, у ребёнка появляется возможность выбора, что превратит для него обычное рисование в необычное и творческое увлечение. Применяя на уроках изобразительной деятельности нетрадиционные техники, несущие в себе достаточно выраженную коррекционную направленность, что позволяет подготовить детей с ОВЗ к включению в жизнь [2].
Одна из современных нетрадиционных техник бумажного рукоделия – торцевание. Её можно отнести и к способу аппликации, и к виду бумаговерчения (квилинга). Благодаря этой технике можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки.
Для создания поделок в этой технике нужен лишь минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент. Но и бумага для торцевания используется не всякая. Чаще всего в этой технике используется гофрированная бумага, более экономным вариантом могут послужить обычные бумажные салфетки. Из бумаги изготавливают непосредственно заготовки называемые «торцовочки» – элементы объемной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки. В качестве основы используют либо твердую или картонную поверхность. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина. Но самым главным инструментом торцевания остается – длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.
Но и сам процесс создания плоского изделия достаточно легкий и не требует много усилий. Для того чтобы начать работу в технике «торцевание», необходимо приготовить основу, нарисовать на ней предполагаемый рисунок. Далее следует подготовить «торцовки», нарезаем квадраты (один на один см.) из гофрированной бумаги. Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик, сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами, обмакиваем конец стержня в клей ПВА и приклеиваем «трубочку-торцовочку» к приготовленной основе, после чего аккуратно вынимаем стержень, те же самые действия совершаем и с другими «торцовками», пока вся основа не будет заполнена. Все настолько просто и лаконично, что по силам детям.
Так же техника «торцевание» отличается своей вариативностью. В зависимости от основы и расположению «торцовок», можно выделить следующие виды. Контурное торцевание — бумажные «торцовки» обрамляют только контур рисунка. Используется для создания кантов, рамок, бордюров и при комбинировании с другими техниками, например, скрапбукингом. Торцевание по плоскости в данном виде «торцовки» располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности основы. Объемное торцевание в данном случае предполагается разная плотность скручивания «торцовок» и прикрепление к объемной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые сложные композиции. Для изготовления объемных изделий чаще всего используются техника торцевания из бумаги на пластилине. Для этого основой будет служить фигура из пластилина, на которую уже без клея крепятся «торцовочки». Очень эффектно выглядят сувенирные цветочные шары и «деревья счастья», выполненные с помощью объемного вида торцевания.
Торцевание слоями предполагает вклеивание деталей друг в друга, умелое сочетание «торцовок» разных оттенков и цветов дает возможность добиваться необычных эффектов и «оживлять» бумажные поделки.
Также данная техника имеет множество вариантов и возможностей. Прежде всего, это всевозможные игрушки-украшения, открытки, картины. Легкое в исполнении торцевание имеет неожиданно эффектный результат, который не оставит равнодушным ни мастеров, ни тех, кто этим результатом будет любоваться. Также в преддверии любого праздника, можно оформить группу детского сада, или украсить открытки для родителей, используя технику «торцевание».
Одним из необычных способов торцевания является торцевание из ткани. Детали вырезаются из ткани, органзы или кружева, удобно использовать атласные и капроновые ленты. Но для крепления на основу можно использовать не только клей, но и булавки или нитки. Пример торцевания тканью — топиарии (декоративные деревца).
Подводя итоги можно сделать вывод, что именно в процессе творческой деятельности используя технику «торцевание», у детей с ОВЗ развивается мелкая моторика пальцев рук, которая приводит к развитию образного, конструктивного, аналитического мышления, а также воображения. Совершенствуется зрительная память, раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Библиографический список:
1. Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей. – М. : Теревинф, 2019. – 768 с.
2. Гаврина, С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.- 35с.
3. Косинова, Е. М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук : (с использованием пальчиковой гимнастики) / Е. М. Косинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 59–65.
4. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 83–86.