Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у старших дошкольников

Елена Ермилова
Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у старших дошкольников

Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.

Одной из универсальных технологий является дидактический материал технологии Б. П. Никитина. Этот материал можно использовать начиная с младших групп детского сада и заканчивая школо.

В силу возраста у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому развивающий дидактический материал Б. П. Никитина в абсолютной мере соответствуют возрастным способностям, особенностям и уровню мышления детей.

Развивающий дидактический материал Б. П. Никитинадает возможность для:

1) знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);

2) изучения счета и называния чисел в обратном порядке;

3) знакомства с составом числа;

4) усвоения отношений между числами, употребления знаков <, >, =;

5) измерения объектов;

6) деления целого на части;

7) овладения пространственными связями («слева», «правее», «между» и т. п.);

8) развития творческих возможностей, воображения, моделирования

При обучении математике дошкольников дидактический материад Б. П. Ниикитина рассматривают при использовании математических представлений.

Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. Знакомство с пространственными отношениями.

Например, упражнение в игровой форме «Числовые башни». В комплекте - деревянные бруски с цифрами красного и синего цвета от 2 до 10. На обратной стороне этих брусков обозначен состав чисел от 2 до 10.Помогает: в усвоении состава чисел пределах 10).

Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета. Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет,отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?» Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.

Например, рассмотрите кубики. Разложите их по «сортам». Распределите га по числу граней какого - либо из цветов. Например, если по красному цвету - то выделяются кубики с одной, 2-мя, 3-мя красными гранями по кучкам.

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте. От элементарной игры с цветными кубиками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Например, развивающая игра «Сложи узор». Комплект состоит из 16 деревянных кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных узоров.К игре прилагаются два блокнота с образцами - заданиями: из 4-х кубиков (серия А, из 9-ти кубиков (серия В) и из 16-ти кубиков (серии С, D). Задания даны с постепенным усложнением. Начинать игру можно индивидуально с детьми, на основе подражания. Материал. Карточка; набор счетных палочек.

Можно использовать задания по положению тел в пространстве, на формирование пространственных представлений у дошкольников, происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)

Например, развивающая игра «Кубики для всех». Комплект содержит 7 нераздельных фигур (деталей) разных цветов, составленных из 27 одинаковых деревянных кубиков и блокнот с образцами - заданиями. Задания в блокноте разделены по уровню сложности. На начальном этапе ребенок учится соотносить объемную деталь и ее плоскостное изображение, складывает модели по цветному образцу из 2-х деталей. На втором этапе задания усложняются. Детям предлагаются образцы с неокрашенными деталями.

Для развития временных представлений у старших дошкольников игры Б. П. Никитина используют не так часто, но все же можно применить при моделировании аналоговых часов, часовой и минутной стрелок.

По мнению Е. В. Панкратовой, при конструировании из данных конструкций у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, развивают логическое мышление.

Например, развивающая игра «Кирпичики». Комплект состоит из нескольких неокрашенных деревянных брусков - кирпичиков и альбома заданий. Игра вводит детей в мир моделирования и конструирования, способствует формированию основ технической грамотности, навыков чтения и построения чертежей. На начальном этапе детям можно предложить игру «Обезьянки». По подражанию они учатся складывать из кирпичиков простые модели. Затем строят модели по чертежам из альбома сначала из 2-х, затем нескольких кирпичиков (серии А, В).

Развивающий дидактический материал Б. П. Никитина можно использовать и для занятий по конструированию и формированию геометрических представлений, предложивдетям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Например, игра «Сложи квадрат».Цель: закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре; способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

Представление о величине предмета также можно формировать у детей старшего дошкольного возраста. Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Она познается только с помощью измерения. Измерение – операция, по средствам которой определяются отношения одной однородной величины к другой однородной величине.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.

Например,варианты игры:

1. Складывание площадки из 9-ти кубиков.

2. Складывание площадки из 16-ти кубиков.

Усложнение работы с игрой «Уникуб»

1. Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов).

2. Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов).

Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. В играх Б. П. Никитина создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и, благодаря открытию новых способов действия с материалом, таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.

По мнению А. В. Белошистой технология Б. П. Никитина способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. В играх с совершенствуются внимание и память.

Например,задание:

У-1: «Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!»

У-2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Ребенку можно показать рисунок в книге.

У-3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3.

Данный дидактический материал – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.

Например,задание: «У-8. Классификация по красным. Разложите кубики по «сортам» или лучше сложите «три поезда». В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором – с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем – с красной крышей и двумя красными стенками. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней). С классификации начинается серьезное овладение «Уникубом», поэтому ее можно дать даже раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3–5 и может различать «сорта» кубиков».

С помощью цветных детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Например, игра «Дроби».На трех фанерных дощечках расположены по 4 круга: одинаковые по размеру, но разные по цветам. Первый круг - целый, второй - разрезан на две равные части, третий - на три, — и так вплоть до 12. Пособие позволяет закрепить знание цветов, счета, умения сравнивать предметы.

Незаменимы игры Б. П. Никитина при обучении элементов решения задач. С помощью этих игр можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры

Например,задача: «Составь 2 поезда так, чтобы водном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее».

Данная технология позволяет формировать умственные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Таким образом, развивающие игры Б. П. Никитина являются элементами множества с точки зрения математики. В данном множестве «спрятаны» многие математические понятия. В процессе работы с ними у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. Применение игр содействует успешному обучению ребёнка математике за счет осуществлении принципа наглядности, представления сложных теоретическо-математических понятий в легкодоступной для детей форме.

Публикации по теме:

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представленийИспользование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представлений Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2020 в 22:23
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки