Татьяна Петрищева
Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Петрищева Т. В.
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Это техника презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске (или листе бумаги). Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.
Публикация «Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.
У скрайбинга оказывается давние корни - он родом из опорных таблиц и схем. Просто скрайберы пошли немножко дальше: данная технология состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Скрайбинг "рисовательный"
Классический вариант скрайбинга. Взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Или рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.
Скрайбинг "аппликационный"
Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Скрайбинг "магнитный"
Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг "фланелеграфный"
Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй для детей.
Скрайбинг "компьютерный"
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Скрайбинг делится на фасилитацию и видеоскрайбинг. Скрайбинг – фасилитация (от английского facilitate – «помогать, облегчать, способствовать») – это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени.
Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому применять скрайбинг - технологию начала с хорошо знакомой деятельности театрализованной, а именно с разыгрывания сказок. Во время проведения технологии, детям можно вначале предложить знакомые с детства сказки. Чтобы легче было рассказывать выбранную сказку, используем технологию скрайбинга, чтобы наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести сюжет выбранной сказки. Применяя скрайбинг, педагог может привлечь внимание детей, обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы. При изучении лексико-грамматической темы «Зимующие птицы» можно вспомнить с детьми, чем можно зимой подкормить птиц и выполнять зарисовки по ходу высказываний детей. Затем, развивая фантазию детей, предложить включить в ситуацию героев – птиц, чтобы получилась новая увлекательная история.
Скрайбинг можно использовать и при описании животных. Да, конечно, можно взять готовый алгоритм описания, но использовать скрайбинг намного интереснее и увлекательнее. В составлении описания педагог идет от детей, слегка направляя их. Дети начинают сами предлагать картинку-пиктограмму для зарисовки ключевого понятия. Дети перечисляют все, что можно рассказать о животных, зарисовывают эти тезисы и затем, опираясь на зарисовки, составляют развернутый красочный рассказ. Описание детьми животных, с использованием технологии скрайбинга, проходит гораздо быстрее, чем при использовании готовых алгоритмов описания.
Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. То есть практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга, начиная с загадки и заканчивая докладом. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.
Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н. Нищевой.
Перед нами елочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Для детского сада можно использовать не только нарисованный скрайбинг, но и аппликационный и магнитный. Полезным развивающим занятием с детьми станет «экранизация» сказки, стихов. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.
Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Основные заблуждения
«Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка, можно изобразить то, что вам нужно.
«Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
«Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
«Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, можно набрасывать только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга поддерживает память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо : всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!