Наталья Шиляева
Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с речевыми нарушениями, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей. Поэтому организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода. Одной из главных задач в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях логопункта является мотивация воспитанников. Ведь, как правило, ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков [2].
Публикация «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С целью повышения мотивации детей к длительной и кропотливой логопедической работе, развитию познавательной активности и любознательности активно внедряю в коррекционный процесс электронные образовательные ресурсы. В своей профессиональной деятельности успешно применяю следующие виды электронных образовательных ресурсов :
1. DVD, CD диски, аудиокниги:
- «Говорящий логопед» К. Бухариной;
- «Учимся говорит правильно: трудные звуки» Г. В. Тютюнник;
- «Малуся и Рогопед» А. Усачева;
- «Веселая логоритмика» Е. Железновой;
- диски на автоматизацию звуков Резниченко Т. С. и Лариной О. Д.
Речевой материал данных пособий основан на рифмованных миниатюрах, максимально насыщен автоматизируемым звуком. Ежедневно повторяя веселые стихи и песни, ребенок научится красиво и правильно говорить, разовьет память и музыкальный слух.
2. Мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии («Прогулка по осеннему лесу», «В зоопарке», «Подводный мир», «На фабрике игрушек», «Экскурсия в библиотеку», «Космодром»). Преимуществом данных форм работы является доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Виртуальная экскурсия сопровождается рассказом, в котором воспитанники слышат правильную литературно-грамотную речь, новые слова, узнают значения слов с научной точки зрения. При этом у детей формируется познавательный интерес, желание задавать вопросы, потребность в поиске ответов [4]. Такие формы работы применяю в процессе деятельности по обогащению и активизации словарного запаса детей с нарушениями речи, развитию грамматического строя и связной речи.
3. Интерактивные развивающие программы и игры, разработанные командой опытных специалистов в коррекционной педагогике портала mersibo.ru :
- «ЛогоБлиц» - программа для проведения речевой диагностики детей и фиксации результатов в элетронном виде, поможет провести обследование речи быстро и интересно;
- программа «Логостарт» окажет помощь в автоматизации «трудных» звуков и развитии словарного запаса;
- программа «В помощь логопеду» содержит игры для развития воздушной струи, тренировки артикуляционного аппарата, отработки поставленных звуков, формирования фонематических процессов, расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи и составления связного рассказа;
- программа «Конструктор картинок», с помощью которой педагог самостоятельно может создавать различные пособия для логопедических занятий.
Воспитанников привлекает звук, яркие изображения, анимация, мультипликация, что, в свою очередь, активизирует умственную деятельность, познавательные процессы, развивает у детей усидчивость, устойчивость внимания, любознательность. Все программы и игры соответствуют требованиям ФГОС ДО и подходят для индивидуальной и подгрупповой работы на логопункте ДОУ. Компьютерные развивающие игры применяются на логопедическом пункте не только в процессе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, но и в процессе подготовки детей к участию в таких районных и городских конкурсах, как «Грамотейка», «Звездочки».
В результате применения информационных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, нами был создан банк электронных образовательных ресурсов : компьютерные логопедические программы, компьютерные развивающие игры, мультимедийные презентации, видеоэкскурсии, аудиоматериал по направлениям работы :
- развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха и навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности;
- формирование лексико-грамматических средств языка;
- развитие связной речи.
Кроме того, опыт применения электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе на логопункте был обобщён и представлен в районном проекте сетевого взаимодействия педагогов «Создание электронных образовательных ресурсов для поддержания инициативы и формирования познавательных интересов детей в различных видах деятельности».
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов в коррекционном процессе существенно повышает интерес воспитанников к логопедической работе, способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Однако, главной целью логопедической работы является коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. А гармоничное сочетание традиционных средств с применением электронных ресурсов позволит существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Литература:
1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева//М. : УЦ Перспектива, 2011. - 208с.
2. Дроган И. В. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном прцессе/И. В. Дроган//[Электронный ресурс]/Режим доступа : https//nsportal.ru
3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/под редакцией Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
4. Москвицова С. С. Развитие основ диалогического общения посредством виртуальных экскурсий/С. С. Москвицова//[Электронный ресурс]/Режим доступа : www.maam.ru