МААМ-картинки

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях

Тамара Николаева
Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Публикация «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспита-нием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вред-ными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со слож-ными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе дошкольного образования «От рождения до шко-лы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополнив тем самым её содержание.

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д., в упраж-нениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ре-бёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспита-тельных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкаль-ного воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше вре-мя актуальной проблемой.

Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы.

Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен овла-деть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с неслож-ными ритмическими структурами речи. Недостатки ритмического развития кор-ректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях мы используем дифференцированный подход к средствам логоритмики. Нами были выбраны комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения, так как осозна-ние выразительного значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует форми-рованию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому в нашей работе большое внимание мы уделя-ем вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логорит-мики.

Структура занятий по логоритмике для дошкольников содержит лого и ре-чедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Пальчиковая гимнастика помогает снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и развить опреде-ленные группы мышц, необходимых для развития координации, пространствен-ной ориентировки.

Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. А эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.

Рассматривая возрастные и психолого-педагогические особенности до-школьников возраста, я пришла к выводу, что дети с общим недоразвитием речи и здоровые дети имеют различия в обучаемости.

Дети с ОНР отстают от здоровых по физическим показателям. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точ-ность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танце-вальных движениях у детей с общим недоразвитием речи страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети малоэмоциональны и неуве-ренны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии по-ложительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в об-щении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нару-шения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Хочется отметить, дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников му-зыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими рит-мической структуры речи.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких дви-жений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоци-ональности, навыков общения.

Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, му-зыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим нача-лом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с по-мощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого наруше-ния у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последо-вательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывает-ся ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие эле-ментов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстни-ками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью созда-ния ситуации успеха на занятии.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармо-ничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие слухового и зрительного восприятия;

• увеличение объема памяти;

• развитие двигательных и артикуляционных действий;

• развитие самопространственной ориентации и зрительно-моторных коор-динаций;

• формирование двигательных навыков;

• развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;

• развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;

• развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.

Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализа-ции социального климата в детской группе.

Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в ра-боте педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом явля-ется наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картин-ки и т. п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективно-сти в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать и чисто музыкальные задачи :

• Развитие ритмического слуха;

• Развитие тембрового слуха;

• Развитие слухового внимания;

• Развитие моторики артикуляционного аппарата;

• Формирование правильного дыхания;

• Формирование навыков правильного пения.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использова-нием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожив-шие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логорит-мике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие иг-рушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе спе-циалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель, логопед продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой де-ятельности детей.

Пение - включает упражнения и логопедические распевки для тренировки пери-ферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голо-сообразовательного, а также упражнения для развития координации пения с движением.

Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Музыкально-ритмические движения - предполагают упражнения, игры с пред-метами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в про-странстве.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных заня-тиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего соб-ственного тела как выразительного "музыкального" инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского раз-вивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают гра-цию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработ-ке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее за-бирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальны-ми, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития де-тей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответ-ственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самосто-ятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная му-зыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движе-нием, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию коорди-нации голоса и движений.

Пальчиковые игры - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнеде-ятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Рабо-та пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого че-ловека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно пе-речислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стиму-лирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Раз-витие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирова-ния речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость рече-вой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершен-ствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими до-школьниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ре-бенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций. Регулярное включение в ход занятия музыкальных паль-чиковых игр стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; со-вершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как яв-ляются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных федеральных государственных образовательных стан-дартов требований к структуре основной общеобразовательной программы до-школьного образования.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 15:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД