Нина Киселёва
Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Используя в работе с детьми игровые технологии, я большое внимание уделяю занимательному дидактическому материалу. Ведь задания, данные в занимательной форме или в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
Публикация «Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.
Остановлюсь на математических играх и задачах. Игра – это одно из самых привлекательных для детей занятий. Работу с новой игрой провожу в несколько этапов: знакомлю детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами; играю вместе с детьми; дети самостоятельно играют с развивающим материалом.
Так, для закрепления знаний по подразделу «Количество и счёт» детям предлагаю игры «Учимся считать», «Веселое обучение», «Найди соседей», домино «Буквы-цифры», «Сложение», «Вычитание», коврик-пазл «Чебурашка и Крокодил Гена». Уточнить знания о величине помогает игра «Карандаши», а о геометрических фигурах - игра «Формы». Закрепить и углубить пространственные отношения позволяет развивающая игра «Направо-налево». Нельзя не отметить геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», логические игры с кубиками Никитина, блоками Дьенеша, игра «Стратег», «Змейка», математический планшет, шашки.
Следующий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-то литературного сказочного героя (Буратино, Карлсон, Чебурашка). Их назначение – упражнять детей с целью выработки умений и навыков. Важно правильно сочетать наглядность, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие провожу в форме игры. А затем включаю отдельные упражнения в занятие. Так, например, с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия я использую дидактическое упражнение «Куклы пришли в гости». Обыгрывая каждое практическое действие себя и детей, каждый раз подчеркиваю количественное соответствие: «Одна кукла и стул один». Для знакомства с кругом - упражнение «Поможем собрать урожай овощей», для знакомства с отношениями «длиннее» - «короче» - «Прогулка в лес».
В средней группе с целью формирования умения сравнивать предметы по ширине и толщине «Выбери полотенца для гномов», с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводила упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагалось рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также в работе со всеми детьми или с подгруппой детей в свободное время. Они уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Хочется отметить ещё один вид занимательного математического материала, используемый мною в работе, – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них много всевозможных математических ситуаций.
Например: сказка «Теремок» помогает запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядкового счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?
В сказке «Три медведя» - и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной Шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
В старших группах я практикую математические развлечения, где дети могут проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, внести свою долю усилий в общее дело, закрепить уже приобретенные знания, умения и навыки. Это «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете, соревнования. В них включаю различные виды занимательного материала : задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты.
Таким образом, занимательный математический материал помогает мне в развитии математических представлений у детей как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Но он становится эффективным только в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».