Папки-передвижки

Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников

Нина Киселёва
Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Используя в работе с детьми игровые технологии, я большое внимание уделяю занимательному дидактическому материалу. Ведь задания, данные в занимательной форме или в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Публикация «Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

Остановлюсь на математических играх и задачах. Игра – это одно из самых привлекательных для детей занятий. Работу с новой игрой провожу в несколько этапов: знакомлю детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами; играю вместе с детьми; дети самостоятельно играют с развивающим материалом.

Так, для закрепления знаний по подразделу «Количество и счёт» детям предлагаю игры «Учимся считать», «Веселое обучение», «Найди соседей», домино «Буквы-цифры», «Сложение», «Вычитание», коврик-пазл «Чебурашка и Крокодил Гена». Уточнить знания о величине помогает игра «Карандаши», а о геометрических фигурах - игра «Формы». Закрепить и углубить пространственные отношения позволяет развивающая игра «Направо-налево». Нельзя не отметить геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», логические игры с кубиками Никитина, блоками Дьенеша, игра «Стратег», «Змейка», математический планшет, шашки.

Следующий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-то литературного сказочного героя (Буратино, Карлсон, Чебурашка). Их назначение – упражнять детей с целью выработки умений и навыков. Важно правильно сочетать наглядность, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие провожу в форме игры. А затем включаю отдельные упражнения в занятие. Так, например, с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия я использую дидактическое упражнение «Куклы пришли в гости». Обыгрывая каждое практическое действие себя и детей, каждый раз подчеркиваю количественное соответствие: «Одна кукла и стул один». Для знакомства с кругом - упражнение «Поможем собрать урожай овощей», для знакомства с отношениями «длиннее» - «короче» - «Прогулка в лес».

В средней группе с целью формирования умения сравнивать предметы по ширине и толщине «Выбери полотенца для гномов», с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводила упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагалось рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также в работе со всеми детьми или с подгруппой детей в свободное время. Они уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Хочется отметить ещё один вид занимательного математического материала, используемый мною в работе, – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них много всевозможных математических ситуаций.

Например: сказка «Теремок» помогает запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядкового счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

В сказке «Три медведя» - и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной Шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

В старших группах я практикую математические развлечения, где дети могут проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, внести свою долю усилий в общее дело, закрепить уже приобретенные знания, умения и навыки. Это «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете, соревнования. В них включаю различные виды занимательного материала : задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты.

Таким образом, занимательный математический материал помогает мне в развитии математических представлений у детей как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Но он становится эффективным только в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представленийИспользование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представлений Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Развивающая игра «Лягушата на пруду» и ее использование при диагностике математических представлений детей 4–6 летРазвивающая игра «Лягушата на пруду» и ее использование при диагностике математических представлений детей 4–6 лет Цель: закрепление и совершенствование знаний по ФЭМП. Задачи: - упражнять детей в количественном, порядковом и обратном счете; в сравнении.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2022 в 12:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование занимательного материала для развития математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Киселёва (УИ 728406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД