Папки-передвижки

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста

Пролеткина Елена
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста

Воспитатель: Пролёткина Е. Е.

Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с природой и с окружающим миром.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Здоровьесберегающая педагогика – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении.

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

ЗОТ – это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

По разному понимают этот термин и педагоги образовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ – это одна из нескольких новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях» : будто когда-нибудь в образовательных учреждениях появится невиданная технология, обладающая чудодейственной эффективностью. Но нужно четко различать, что, например, наличие правильно оформленного фитобара – это элемент здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающей технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно-гигиеническое состояние; открытый в ДОУ кабинет физиотерапии – это компонент здоровьесберегающего пространства и технологии оздоровления, а используемые воспитателями приемы закаливания у дошкольников – это повседневная, общеизвестная работа детского сада и т. п. Нет какой-то одной единственной уникальной образовательной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог – медицинский работник – ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеразвивательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы ЗОТ:

1. Принцип «Не навреди!».

2. Принцип сознательности и активности.

3. Непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

4. Систематичности и последовательности.

5. Принцип доступности и индивидуальности.

6. Всестороннего и гармоничного развития личности.

7. Системного чередования нагрузок и отдыха.

8. Постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и др.

Средства ЗОТ:

Все основные средства в системе ЗОТ можно разделить на три группы.

1. Средства двигательной направленности:

- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание)

- физические упражнения;

- физкультминутки, ЛФК, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы :

- солнечные и воздушные ванны;

- водные процедуры;

- фитотерапия;

- ингаляции и мн. др.

3. Гигиенические факторы:

- выполнение санитарно-гигиенических требований;

- личная и общественная гигиена;

- проветривание и влажная уборка помещения;

- соблюдение режима дня и др.

Формы занятий в системе здоровьесберегающих технологий.

Среди эффективных форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:

- с использованием профилактических методик;

- с применением функциональной музыки;

- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- с проведением оздоровительных мероприятий;

- с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.

Методы и приемы как компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий.

Методы здоровьесберегающих технологий :

1. Практический метод.

2. Игровой метод.

3. Соревновательный метод.

4. Моделирующий метод и др.

Приемы здоровьесберегающих технологий :

1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)

2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.)

3. Стимулирующие (приемы закаливания, психотерапия, фитотерапия)

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.)

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

• Рациональное питание.

• Оптимальная двигательная активность.

• Соблюдение режима дня.

• Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения :

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия: Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу. В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно-образовательный процесс строится с учтом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе. Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в музыкальном зале. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

Физкультурные занятия Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в музыкальном зале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и дат возможность перевоплощаться. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий : занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно- оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга используемпальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц. Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Технологии музыкального воздействия используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам. Ежедневно после дневного сна проводится гимнастика бодрящая, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ В свободное время, можно во второй половине дня. Проводятся проблемно- игровые (игротреннинги и игротерапия,коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2020 в 13:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Пролеткина Елена (УИ 2306988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД