Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до

Марина Габисова
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО.

Воспитатель: Габисова М. Л.

Одна из главных задач дошкольного образования – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека - проблема достаточно актуальна для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО» размещена в разделах

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающих в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и актуальное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательных учреждений. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследователями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанников не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии-условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, необходимый достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий :

- медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль детей раннего и дошкольного возраста, физического развития и закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требовании

Сан ПиН; организация здоровьесберегающей среды).

-физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах воспитание привычки к повседневной физической активности т заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольников. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

-технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено :

1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной активности детей на свежем воздухе.

2. Использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала.

4. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья :

- психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

- социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной сфере.

- физическое состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо :

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни :

- Оздоровительная гимнастика.

- Игры-релаксации.

- Разные виды массажа.

- Элементы упражнений йоги.

- Привитие культурно-гигиенических навыков.

- Простейшие навыки оказания первой помощи.

- Физкультминутки во время занятий.

- Функциональная музыка.

- Специально организованные занятия оздоровительной физкультурой.

- Массовые оздоровительные мероприятия.

- Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей:

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Консультации для родителей.

- Индивидуальные беседы.

- Выступления на родительских собраниях.

- Распространение буклетов.

- Выставки.

- Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом:

- Проведение семинаров-практикумов.

- Выставки.

- Консультации.

- Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение.

- Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и предметно-пространственной развивающей среды:

- Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.

- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

- Подбор картотек.

- Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

- Ведение кружков.

С целью реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрные и спортивные залы должны быть оснащены стандартным и нестандартным оборудованием. В каждой возрастной группе оборудовать уголок двигательной активности, а также соблюдение режима двигательной активности, разработать систему закаливания с учётом сезона и возраста. В каждый вид деятельности включить упражнения, игры, направленные на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются :

1. Осуществление профилактики простудных заболеваний (точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику).

2. Проведение закаливающих процедур.

Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с коррегирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Ежедневные прогулки зимой на лыжах, игра в баскетбол, теннис, являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также способствуют снятию психоэмоционального напряжения.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

- «Не навреди!»

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

- Принцип доступности и индивидуальности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Программа здоровьесбережения включает :

1. Рациональное питание.

2. Оптимальную двигательную активность.

3. Соблюдение режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек.

5. Формирование полезных привычек.

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения :

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Адекватно реагируйте на все проявления вашего организма!

8. Гоните прочь унынье и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 12:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД