Татьяна Бауэр
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время в ДОО уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей. Кроме этого, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью. На данный период времени ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам:
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОО» размещена в разделах
медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии;
технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования;
технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников;
валеологического просвещения детей и их законных представителей.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психологически здоровых детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, выделяют две линии оздоровительно-развивающей работы :
1. приобщение детей к физической культуре,
2. использование развивающих форм оздоровительной работы.
Мы взрослые всегда несем ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под нашей опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в ДОО дети проводят большую часть времени с воспитателем, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»).
3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье-
сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Для чего необходимо применять здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде?
Дошкольный возраст обоснованно считается самым важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте очень интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Именно поэтому применение в работе здоровьесберегающих технологий может повысить результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
В подавляющем большинстве современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Бесспорно, что главная задача ДОО – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые представления, умения, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику учреждения дошкольного образования и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе, культуры профессионального здоровья воспитателей учреждений дошкольного образования и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения представлений о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Медико-профилактическая технология
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.) .
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками дошкольного учреждения. Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется руководителем физического воспитания на занятиях по образовательной области «Физическая культура», а также педагогами – в виде различных физкультминуток, динамических пауз и т. д.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в учреждении дошкольного образования, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в дошкольном учреждении, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в дошкольном учреждении необходимо уделять подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.
Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно-закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени
подвижности, несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОО.
ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :
осмотр детей медицинским персоналом дошкольного учреждения;
осмотр детей специалистами детской поликлиники;
диагностика речевого и внеречевого дыхания учителем-дефектологом;
выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях по физической культуре;
диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года.
ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия- соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
ежедневный режим прогулок;
создание необходимой развивающей среды;
строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
музыкальные занятия;
занятия по формированию здорового образа жизни.
ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур :
босохождение;
умывание;
чистка зубов, полоскание полости рта после каждого приема пищи;
ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
воздушные ванны в облегченной одежде;
гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно- профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
постоянный контроль осанки;
контроль дыхания на занятиях по физической культуре;
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа;
потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков и фруктов;
физиотерапия;
ингаляции;
кварцевание групп;
массаж.
ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :
пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
дыхательная гимнастика;
ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
элементы аутотренинга и релаксации;
элементы музыкотерапии;
индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
обеспечение благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении.
СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа:
коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
коррекция психоэмоциональной сферы;
индивидуальная работа по физической культуре;
ВОСЬМЫМ направлением является консультативно-информационная работа:
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного
процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и
профилактических мероприятий для дошкольников;
открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе учреждения дошкольного образования;
оформление папок, информационных стендов;
работа сайтов учреждения дошкольного образования;
организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников дошкольного учреждения, приглашенных специалистов;
проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия в учреждении дошкольного образования осуществляются психологом-психологом, учителем-дефектологом, медицинскими работниками, воспитателями дошкольного образования, руководителем физического воспитания.