Лучший педагог года

Использования игр В. В. Воскобовича в практике педагога-психолога ДОУ с детьми ОВЗ

Лина Дурова
Использования игр В. В. Воскобовича в практике педагога-психолога ДОУ с детьми ОВЗ

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования.

Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста.

Публикация «Использования игр В, В, Воскобовича в практике педагога-психолога ДОУ с детьми ОВЗ» размещена в разделах

При организации образовательной деятельности мы в первую очередь обращаем внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираемся на их эффективность в практической деятельности.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Данный подход к организации образовательной деятельности необходимо осуществлять и через организацию в ДОО развивающей предметно-пространственной среды с целью активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

На протяжении нескольких лет наше дошкольное учреждения являлось участником региональной инновационной площадки по проблеме «Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области».

Участие ДОО в реализации инновационной деятельности, а в частности внедрение игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» позволило нам не только обогатить и расширить РППС групп различной направленности, но и создать условия для использования всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое.

Наша дошкольная образовательная организация предоставляет образовательные услуги для родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ. Данная категория воспитанников представлена детьми с тяжелыми нарушениями речи. В ДОО статус ОВЗ (дети с ТНР) имеют 35 воспитанников.

Плохо говорящие дети с возрастом начинают понимать и осознавать свой недостаток в речи и это плохо сказывается на их общении с другими детьми. Они становятся замкнутыми, застенчивыми, раздражительными, нерешительными. Нарушения в речи как средство коммуникации затрудняется, отрицательно влияет на мыслительную деятельность, изменяется эмоциональный фон ребенка.

Психологическое здоровья детей данной категории является одной из важнейших задач детского сада. Её решение предполагает включение в деятельность педагога-психолога современных технологий развивающего обучения, которой и является технология «Сказочные лабиринты игры». Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста являются содержанием технологии «Сказочные лабиринты игры».

В своей работе технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» я использую три года. Меня привлекло то, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Работа с детьми ОВЗ посредством игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» осуществляется мной с подгруппой (5-10 детей) и индивидуально на основании заключений ТПМПк. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Технология включает следующие этапы:

1. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми.

2. Занятия, комбинированные из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.

3. Занятия – викторины.

4. Комплексные занятия.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Для проведения совместной деятельности педагога-психолога с детьми мы используем следующие игры и пособия направленные на развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и творчества у детей с ОВЗ. [1,с. 53]

Приведем примеры таких игр и пособий технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» :

Графический тренажёр «Игровизор». С использованием «Игровизора» мы проводим графические диктанты, решаем задания на развитие внимания, психомоторного развития, ориентировки на листе бумаги. Ребёнок, выполняя такие задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.

«Кораблик «Плюх-Плюх» используется для закрепления ориентировки в пространстве, количественного и порядкового счета, состава числа, цвет, высота, пространственное расположение. Красочное оформление кораблика «Плюх-Плюх», персонажи, сопровождающие его, вызывают эмоциональный отклик у детей.

«Шнур – Малыш» (используется индивидуально) с целью закрепления навыков счета и знания цифр, выполнения заданий по подготовке к обучению чтению.

Коврограф «Ларчик» - игровой материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» для выполнения различных заданий сенсорной направленности.

РППС «Фиолетовый лес» - развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. Вместе со сказочными героями дети «оживляют» сюжеты сказок, выполняют задания, помогают сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия, используя различные игры В. В. Воскобовича. [1, с. 135]

С октября 2020 года мы приступили к реализации парциальной программы С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках», которую также используем в работе с детьми ОВЗ. Основной целью программы является гармоничное развитие эмоционально-личностной и интеллектуальных сфер у детей. За основу программы взята технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Программа предоставляет возможность ребёнку с ОВЗ выразить себя в безопасной игровой ситуации, помогает верно отреагировать эмоции, даёт одновременно разрядку и успокоение, помогает формировать нравственные принципы.

Система занятий включает три базовых компонента:

- развивающие игры (базовыми являются игры В. В. Воскобовича : «Чудо-Крестики 1», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 3», «Чудо-Соты 1», «Прозрачный квадрат», «Кв адрат Воскобовича 2-х цветный», «Змейка»). Детали конструкторов легко сочетаются между собой, что даёт простор для творчества детей и педагогов;

- сказкотерапия. Любая сказка - это путь приобщения ребёнка к опыту народа, его социализация. В процессе ознакомления со сказкой у детей формируется личностное отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, реализуются знания в оценочны суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям;

- инновационные методы и технологии. Использование мультимедийного оборудования расширяет работу педагога, связанную с развитием эмоционального восприятия сказки.

Структура занятия состоит из двух этапов:

-развивающе-интеллектуальная деятельность. Педагог рассказывает сказку и вместе с детьми создаёт иллюстрацию к сказке из развивающих игр. Создавая героев, дети знакомятся с основными чертами их характеров, учатся изображать их с помощью мимики, пантомимики и интонаций. Иллюстрация из развивающих игр не только формирует интеллектуальную сферу ребёнка, но и помогает благодаря наглядности. Управление своей сказкой, «отодвигание» плохих героев, выстраивание на переднем плане главного героя с осознанием его качественных поступков, выстраивает в системе жизненных ценностей ребёнка иерархию поступков, чувств и ценностей;

- театрально-игровая деятельность. После того, как дети познакомились со сказкой и осознали чувства героев, их поступки и сюжет, они переходят к проигрыванию сказки. Детям предлагаются роли на выбор. Все роли дети выбирают себе сами, но есть и те, которые предлагает педагог. В конце сказки, когда дети выстраиваются на поклон «как артисты» - звучит воспитательный текст «Эта сказка учит нас….». Радостное эмоциональное состояние от положительной концовки и проигрывания собственной роли способствует более глубокому запоминанию смысла сказки. [2, с. 5]

За период с октября 2020г. по март 2021г. в совместной деятельности педагога с детьми нами были рассказаны и проиграны сказки:

- объединяющие: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Под грибом», «У солнышка в гостях»;

- о ценности своего дома и защите: «Зимовье зверей», «Как коза избушку построила»;

- поиск друга: «Как собака друга искала», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса»;

- о хитрости и смекалке: «Два мороза», «Лисичка со скалочкой»;

- о дружбе и смекалке (сказки В. Г. Сутеева) : «Напуганные волки», «Разные колёса», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка».

На сегодняшний день эффективность использования технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» мы наблюдаем в качественных изменениях развития психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Большинство детей (75%) способны планировать и оценивать свою деятельность, намечать последовательность и отбирать необходимый материал, с удовольствием слушают и проигрывают художественные произведения, дети стали более отзывчивы и эмоциональны.

Мы также хотели остановиться на взаимодействии с семьями воспитанников, которые активно включены в реализацию данной технологии и являются помощниками в создании интеллектуально-творческой среды:

- изготовление родителями костюмов и атрибутов к инсценировке сказочных сюжетов,

- пополнение РППС «Фиолетовый лес» авторскими играми и персонажами.

Для создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей, вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс нами запланирована реализация цикла занятий со сказкотерапевтическим компонентом «Умные игры в сказках для мам». Это цикл сказкотерапевтических занятий с родителями детей, требующих особого внимания со стороны взрослых, с особыми потребностями, длительно болеющих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные занятия способствуют профилактике социальной дезадаптации и психосоматических расстройств у матерей, осознанию негативных и положительных эмоций, стимуляции самопознания и познания других людей. Занятия со сказкой помогают понять и осознать свое собственное эмоциональное состояние, снять материнские страхи и тревоги, внушить родителям надежду. [3,с. 8]

Список использованной литературы :

1. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Санкт-Петербург: 2018. - 360 с.

2. Макушкина С. В. Умные игры в добрых сказках. Санкт-Петербург: 2017. - 223 с.

3. Макушкина С. В. Умные игры в сказках для мам. Санкт-Петербург: 2020. - 48 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Планы-конспекты развивающих занятий педагога-психолога с детьми 2–3 лет на февраль 1 неделя февраля Занятие № 1 «Мыльные пузыри» Задачи: - снятие эмоционального напряжения и агрессии - снижение импульсивности, повышенной.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психологаПроектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском.

Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапииПрозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использования игр В. В. Воскобовича в практике педагога-психолога ДОУ с детьми ОВЗ
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 12:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД