МААМ-картинки

История изучения грамматического строя речи в отечественной литературе

Кристина Волкова
История изучения грамматического строя речи в отечественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Фундаментальным трудом в изучении грамматического строя речи является работа А. Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя речи в онтогенезе», посвященная выяснению того, как ребенок овладевает русским языком, как складывается система языка со всем характеризующим ее многообразием грамматических явлений; как возникают, создаются отдельные грамматические категории. В данной работе представлен систематический анализ процесса усвоения ребенком языка, который охватывает все стороны развития речи : синтаксис, морфологию, процессы словообразования и словоизменения. Эта работа представляет наиболее полное, систематическое и квалифицированное исследование. Исследование А. Н. Гвоздева охватывает процесс формирования грамматического строя от появления первого слова до начала школьного возраста и описывает этот процесс со многих сторон. Он выделяет три периода формирования грамматического строя, которые подразделяются на этапы. Материалы А. Н. Гвоздева о генезисе речи позволяют уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований, вносят качественные дополнения в описание усвоения ребенком родного языка[Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи].

Публикация «История изучения грамматического строя речи в отечественной литературе» размещена в разделах

Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа [Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна].

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения[Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность].

А. Н. Леонтьев выделяет 4 этапа в становлении речи детей. Согласно его представлениям, на первоначальном, подготовительном этапе (до 1 года, происходит анатомическое и физиологическое развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела головного мозга и периферического - органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба и др.). Следующий этап -преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3-х лет, когда происходит развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов и простейшей фразы. В дошкольном периоде (от 3 до 6 лет) к шести годам жизни окончательно формируется звукопроизношение, совершенствуется грамматический строй речи, значительно улучшается фонематическое восприятие. И четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). На этом этапе продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит Л. С. Выготскому. Язык включен в систему общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка. Центральное место в психологической концепции Л. С. Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об опосредствующей функции знака в предметной деятельности. Л. С. Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что речь – одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в процессе предметной совместной деятельности и через общение [Выготский Л. С. Мышление и речь].

Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на 5-м году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме, а при использовании распространенного предложения ребенок не успевает контролировать как его содержание, так и форму[Бородич А. М. Методика развития речи детей].

К концу дошкольного возраста существуют следующие виды речи : ситуативная и контекстная, и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения. На основании своего исследования А. М. Леушина приходит к справедливому выводу, что предложение является единицей речи и именно развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной – связной – речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств.

Д. Б. Эльконин отмечает, что достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка.

Публикации по теме:

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

План работы творческой группы воспитателей ДОУ на 2013–2014 учебный год План работы творческой группы воспитателей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Пчёлка» № 20 на 2013-2014.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История изучения грамматического строя речи в отечественной литературе
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 10:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «История изучения грамматического строя речи в отечественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Волкова (УИ 264725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД