Лучший педагог года

Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Ханаша Лариса Ивановна
Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике

Ханаша Лариса Ивановна

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация: В данной статье дается историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в российском государстве, рассматривается проблема формирования гражданской у подрастающего поколения.

Публикация «Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике» размещена в разделах

Ключевые слова: гражданская позиция, система воспитания, обучающийся, государственные символы, права, обязанности, ответственность, гражданин, концепция, проблема.

Гражданское воспитание в нашем государстве на разных исторических этапах приоритетными выдвигало разные идеи, о чем свидетельствует, проведенный теоретико-методический анализ научных источников по исследуемым вопросам. В разные исторические эпохи, в зависимости от политического порядка, категория «гражданское воспитание» по разному трактовалось, менялось понимание его основных понятий - «гражданин», «гражданственность».

С глубокой древности категория «гражданин» соотносилась с интересами людей, населяющих одну территорию, имеющих определенные территориальные границы, с единым аппаратом управления. Категория «гражданственность», появившись в древнегреческом полисе Афины, соотносилось с понятием «город», при этом имелся в виду город, обнесенный крепостной стеной - «оградой».

В «Толковом словаре живого русского языка» В. И. Даля рассматривается два значения понятия «гражданин» : «городской житель, горожанин, посадский»; «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». В данном случае категория «гражданственность» было определено как «состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [1, с. 389].

Начиная с конца XIX века до наших дней, концепция системы гражданского воспитания в российском государстве прошла в своем развитии несколько стадий :

1. Конец XIX - начало XX в. Основой гражданского воспитания были идеи «солидарности» (П. Л. Лавров, «братства», «соборности, всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, суждениях о человечестве как о «едином деятеле» (Н. Ф. Федоров) [3, с. 158].

В отечественной педагогической мысли на данном этапе считалось, что гражданское воспитание «имеет целью воспитание личности, которая смотрела бы на себя как на творческую силу, способную вести общество к достижению его идеалов и потому ответственную за его настоящее и будущее» (Е. Ефимов). Основным тезисом стал тезис о предназначении человека: «благо государства обусловливается добросовестным стремлением каждого отдельного гражданина соответствовать своему призванию» (Н. Е. Румянцев). Ведущее значение уделялось вопросам формирования гармонично развитой (П. Ф. Каптерев, самостоятельной личности [6, с. 98].

2. 1917 г. - 1928 г. На данном этапе была прервана преемственность в развитии идей гражданского воспитания. «Идея сплоченности, воспринятая советскими педагогами от предшественников, в расколотой на враждующие классы стране соотносилась не с ее народом, а с пролетариатом всех стран, что соответствовало установке на борьбу за мировую революцию» [2, с. 115].

Гражданская война значительно изменила теорию гражданского воспитания :

- понятие «массовая гражданская самодеятельность» стало основополагающим в структуре гражданского воспитания;

- «гражданственность» и «государственный патриотизм» были синонимами, определялись, как стремление принять на себя ответственность за сохранение и усиление государственной власти, к сплочению, самоорганизации, самостоятельным независимы поступкам в целях соблюдения интересов страны;

- значимыми гражданскими качествами считались «организационно-управленческое мышление, обладание способностями управленческо-исполнительской работы». [4, с. 198].

По его мнению С. Т. Шацкого, каждый ребенок уже с детства должен чувствовать себя гражданином страны, трудиться на благо своей Отчизны: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин» [5, с. 98].

3. В декабре 1928 - марте 1953 г. происходит сокращение самостоятельных сфер в жизни общества, основной причиной этого стало усиление культа личности. Переход к «коллективизации» ознаменовал «наступление социалистического строя по всему фронту», а само понятие «гражданское воспитание» исчезло и заменено понятием «коммунистическое воспитание». Нужно отметить, что только в трудах А. С. Макаренко сохранилось понятие «гражданственность», при этом оно исчезло из толковых словарей и справочных источников.

В книге «Воспитание гражданина» А. С. Макаренко были названы пути воспитания гражданина, которые заключались в наличии высокого уровня образованности и общественно-политической активности, коллективизма, в активном участии в общественных и государственных делах. Истинное проявление сущности гражданина, по его мнению, состоит в целостности сознания и поведения, а источник гражданского воспитания заключается в организации единого детского трудового коллектива. Гражданин - это творческая индивидуальность, в полной мере реализующая все свои творческие возможности и способности [3, с. 198].

4. Март 1953 - 1964 гг. (эпоха «оттепели») – характеризуется зарождением мысли гражданского воспитания на демократических основах и принципах трудовой политехнической школы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, утверждал, что гражданственность «имеет своими истоками красоту», а ее формирование происходит на основе важных нравственных качеств - трудолюбии, честности, человечности. [7, с. 135].

Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского развивались в педагогической работе - Е. Н. Ильина, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова. По их мнению, основной частью гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важной характерной чертой гражданственности - ее гуманистическая суть. Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В. А. Сухомлинского и его последователей создали основу для дальнейшего поиска новых основ гражданского воспитания [1, с. 26].

5. 1965 - 1985 гг. - характеризуются ослаблением трудовой направленности гражданского воспитания, основополагающими проблемами в педагогической мысли становятся проблемы, касающиеся вопросов гражданского и мировоззренческого характера обучения, внеклассной и внешкольной работы (Р. М. Рогова, Г. Н. Филонов); взаимозависимости гражданского и трудового воспитания (Ю. П. Сокольников); развития дисциплины (В. Е. Гмурман); усиление роли школьных пионерских и комсомольских организаций в гражданском становлении личности [5, с. 153].

6. В 1985 - 1995 гг. на смену гражданскому воспитанию пришло идейно-политическое воспитание, основанное на «формировании у учеников определенного отношения к общественно-политическим событиям и явлениям» [3, с. 265].

Традиционная воспитательная система в образовательных учреждениях распалась, и на смену пришло узкое предметное обучение. На смену Единой Всероссийской пионерской организации пришли малочисленные детские организации, которые в условиях рыночной экономики, перестали оказывать влияние на воспитание подрастающего поколения и без государственной поддержки их существование было весьма проблематичным [4, с. 10].

7. Конец 90-х годов XX века характеризуется введением граждановедческих курсов, где на первое место выходят следующие категории «государство», «общество», «демократия», «права человека», большое значение придается примерам высокой гражданственности выдающихся исторических личностей. В педагогическую научную мысль возвращается содержательная составляющая гражданского воспитания [3, с. 80].

8. С 2000 г. по настоящее время происходит становление правового государства и гражданского общества, в связи с этим вопросы гражданского воспитания и становления личности гражданина выходят на первый план и приобретают смысловое значение для современного общества и будущего страны. Для государства важным является то, какие специалисты будут создавать богатство страны, их мировоззренческая составляющая, гражданская и нравственная позиции [4, с. 99].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесян, Л. Р. Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности / Л. Р. Аванесян // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2011. – № 1. С. 3-5.

2. Ахметжанова, Г. В. Эмпирическое исследование уровня развития педагогической функции будущего педагога. //Вестник Самарского технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. -2014. - №3(23). С. 13-18.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст] /А. Н. Джуринский. – М. : Владос, 2013. 400 с.

4. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России : методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Казаченок, Н. В. Шмелева. – М. : Просвещение, 2014. 238 с.

5. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России. - М. : Издательский центр Академия, 2008. 138 с.

6. Лихачёв Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания// Педагогика. - 2007. - № 9. С. 23 – 27.

Публикации по теме:

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Педагогический проект к 205-летию Отечественной войны 1812 года «Сей день пребудет вечным памятником»Педагогический проект к 205-летию Отечественной войны 1812 года «Сей день пребудет вечным памятником» Л. Рыбакова, И. Минчукова В 2015 году наша страна отметила 70 -летие Победы в Великой Отечественной войне. В 2017 году исполнится 205.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 23:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД