Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе

Елена Гречко
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе

Модель образовательной деятельности: Речевое развитие (08. 05. 2019 г.)

Воспитатель: Гречко Елена Владимировна

Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.» Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа: – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. (Стр. 102)

Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе

Целевой ориентир: Ребёнок должен знать, что такое рассказ; способен выстраивать сложные предложения; уметь ориентироваться в сюжетных картинках; находить отличия и юмористический сюжет.

Цель: Уточнить, что такое рассказ; продолжать знакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Задачи:

- Связная речь:

Обучение детей новому юмористическому рассказу;

- Словарь:

Обогащение речи прилагательным (юмористический, умение называть и определять значение новых непонятных слов, услышанных в тексте произведения;

- Грамматика:

Формирование умения строить сложные предложения;

- Звуковая культура:

Закрепление умения находить и выделять звук «Ш»;

- Воспитательная:

Воспитание у детей внимательности и любознательности. Чувства коллективизма и сплочённости.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие»

Технологии, методы, приёмы:

• технология «Твигис»,

• теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребёнка, право выбора ребёнка,

• теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из неё через самостоятельную деятельность,

• теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний,

• ИКТ,

• показ,

• наглядно-дидактическое сопровождение,

• беседа,

• проблемная ситуация,

• вопрос – ответ,

• загадка,

• лексические упражнения,

• динамическая деятельность.

Предварительная работа: создание детской книжки по рассказу В. Драгунского своими руками с опорой на ресурсы интернет, чтение рассказа «Сверху вниз, наискосок», рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, работа по сюжетным картинкам «Найди пару», «В чём ошибся художник», «Поменяй местами», «Что смешного в картинке» и т. п.

Материал и оборудование: карточки-подсказки для воспитателя с поэтапным ходом занятия, книжка с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», сделанная своими руками; книга с рассказами, прочитанными ранее детям, картинки для сравнения ИНДЕЙКИ и ИНДЕАНКИ, картинки с изображением смешных животных «Что перепутал художник», схемы – мнемотаблицы с юмористическим сюжетом для составления детьми смешных предложений, карточки – фишки в виде кисточек и карандашей, предметные картинки со - и без - звука «Ш», аудиозапись с чтением рассказчика данного произведения на ноутбуке, мешочек с фишками – кисточками внутри, символы, сделанные своими руками «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», 2 стола с символами «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», колокольчик, корзинки для наглядного раздаточного материала для команд.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – ритуал начала занятия «Я здороваюсь везде» (настрой на занятие)

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ РИТУАЛА

«Дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской… (курице) (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце – руки кверху)

Здравствуй, небо голубое! (Руками машут наверху)

Здравствуй, вольный ветерок! (Руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький дубок! (Руки вверх, сложенные «домиком»)

Здравствуй, утро! (Жест вправо)

Здравствуй, день! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны и пожимают друг другу руки)»

(Дети поворачиваются к гостям и говорят: «ЗДРАВСТВУЙТЕ ГОСТИ, ДОРОГИЕ!»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, вы молодцы! Я сейчас увидела, что вы настоящая команда.

- К нам сегодня на занятие пришли педагоги посмотреть, чему мы свами научились в конце учебного года. Давайте им покажем и расскажем….

(ДЕТИ ПРИСАЖИВАЮТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, РАССТАВЛЕННЫЕ ПОЛУКРУГОМ, НАИСКОСОК К ГОСТЯМ)

- Что мы делаем на занятиях? (НАШ ДЕВИЗ)

ВОСПИТАТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ:

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё… Дети: (видят)

Уши внимательно слушают и всё… Дети: (слышат)

Голова хорошо… Дети: (думает)

2. Проблемная ситуация

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, любите ли вы слушать рассказы? А есть ли у вас любимые рассказы?

(Если необходимо, напоминаю о Денискиных рассказах, о Живой шляпе, кот-ворюга и другие).

- А что такое рассказ? (Ответы детей)

- Рассказ – это жанр литературы. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, реальное, которое бывает на самом деле, а так же могут быть отрывки из всей жизни героя.

- Вы не забыли рассказ В. Драгунского, который мы с вами читали ранее «Сверху вниз, наискосок»?

- Это рассказ? (Ответы детей)

- И причём юмористический рассказ – это смешной рассказ.

- А давайте послушаем его ещё раз, но только сейчас вам его буду читать не я, а рассказчик по аудиозаписи. (Включить аудиозапись на ноутбуке)

(Прослушивание детьми и воспитателем аудиозаписи)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, понравился вам рассказ?

- А какой это рассказ? Какие чувства вызывает у вас?

(Ответы детей – Смешной, чувства радости и даже удивления за главных героев)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический»

- Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе?

(Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная).

Обсуждение с детьми непонятных слов.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Объясните своими словами, что значат следующие выражения:

Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы.

Шабаш, девчата! – Стоп, девчата!

Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся.

Прямо остолбенел – Застыл.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Кто главные герои рассказа?

(Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка).

- Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они?

(Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые).

- А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли).

- А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш)

- Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка»)

- Загадка вам в помощь:

«Важно по двору ходил

с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

никакой не крокодил,

а индюшек лучший друг.

Угадайте - кто?.»

(Ответы детей – Индюк)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Правильно, молодцы, отгадали загадку!

- Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка)

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Хорошо! Молодцы!

- А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей - индеанка)

- Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….)

(Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев,

и где они жили).

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Много народов живёт на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают)

- Но, не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.

ПОКАЗАТЬ 2 КАРТИНКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИНДЕАНКИ И ИНДЕЙКИ.

- Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО)

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗОЙ)

3. Динамическая пауза «Маляры»

Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра)

Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью)

Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре)

Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, а кто такие «маляры»?

(Ответы детей – Это рабочий человек, который занимается окраской зданий).

4. Лексические упражнения. Разделение детей на команды:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А теперь настала пора поиграть, но в лексические игры, которые развивают у нас с вами внимание, память и речь. Для этого предлагаю разделиться на команды. Одна команда у нас будет писателями, а другая – художниками. Для вас приготовлены рабочие места. На одном столе прикреплён символ «КИСТОЧКА», где будут работать те из вас, кто вытянет фишку – кисточку. А на другом столе прикреплён символ «КАРАНДАШ», где будут работать те из вас, кто вытянет фишку – карандаш. Кто из вас вытянет фишку – кисточку или фишку – карандаш больше, тот становится КАПИТАНОМ команды.

(Воспитатель держит мешочек, а дети вытягивают, не подсматривая фишки, и подходят каждый к столу со своим символом)

(ДЕТИ ПОДХОДЯТ СО СВОЕЙ КОМАНДОЙ К СВОЕМУ СТОЛУ, ГДЕ СТОИТ СИМВОЛ ИХ КОМАНДЫ КИСТОЧКА ЖЁЛТОГО ИЛИ ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА)

Задание№1.

Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель выдаёт картинки и рассказывает детям правило (Нужно из всех картинок, которые принёс капитан, выбрать и разложить на столе только те, у которых в названии есть звук «Ш». Затем капитаны возвращаются к своим командам. Команды выбирают из данных картинок те картинки, у которых в названии есть звук «Ш». Капитан справившейся команды поднимает вверх руку. Воспитатель подходит и проверяет. В случае некоторых недоразумений (неправильное определение картинки, воспитатель просит объяснения и команда объясняет: почему и по какой причине была выбрана (либо не выбрана) та или иная картинка.

Задание №2.

Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель выдаёт каждому капитану наборы картинок для каждого члена команд с заданием «Что перепутал художник»? Воспитатель объясняет правила капитанам, а те, разойдясь к своим рабочим местам, рассказывают правила своей команде, и раздают картинки. Далее, командам даётся минута на обдумывание. Затем каждый член команд, поочереди по своей картинке выдвигают свои гипотезы, поясняют, почему они пришли к такому выводу.

Релаксационная минутка. Игра на воображение, со сценическим действием «Насосы и шарики».

- Для этого нам понадобится насос, правда? Нужно встать. А еще мы разделимся на пары. Один - «насос», а другой - «шарик», но, пока что, не надутый.

Те из вас, кто наши «шарики», должны присесть, обнять себя руками и сгруппироваться. Вот так! А остальные - «насосы». Насосы сгибают руки и одновременно с наклоном, четко произносят длинный звук «Ш». «Шарики» постепенно раздуваются, разворачиваются и, наконец, полностью надуваются. Ух, ты! Сколько красивых, цветных шаров!

Затем дети в парах меняются ролями.

Задание№3.

Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель даёт капитанам по одной карточке – мнемотаблице со смешным сюжетом и рассказывает правила (необходимо каждой команде рассмотреть мнемотаблицу: определить юмористический сюжет (что смешного в ней, и придумать из трёх-четырёх сложных предложений смешной рассказ. Затем, капитаны возвращаются к своим командам и рассказывают правила. Капитаны со своими командами по карточкам – мнемотаблицам придумывают небольшой юмористический рассказ из 3-4 сложных предложений. Для обдумывания и совещания каждой команде воспитатель даёт по минуте. Капитан справившейся команды поднимает вверх руку. А затем готовая первой команда даёт смешной описательный рассказ по данному ей заданию.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Члены всех команд молодцы! Команды справились с заданиями!

- Наше занятие подходит к концу, и нам надо вспомнить, с чего мы начинали его.

Мы с вами вспомнили юмористический рассказ Виктора Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Обсудили его «юмористический» сюжет. Поработали над речью и звуком «Ш». а теперь давайте проведём рефлексию и уточним, как вы запомнили наше занятие, чему оно вас научило.

5. Рефлексия.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Как назывался рассказ?

(Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок»)

- Вам понравился рассказ?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..)

- Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..)

- Какой это рассказ?

(Ответы детей - Юмористический)

- Что конкретно вам понравилось в рассказе?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .)

- Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ?

Воспитатель уточняет: «Нельзя брать чужие вещи без спроса».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать.

(Воспитатель отмечает детей и их успехи).

Публикации по теме:

Занятие по ЧХЛ в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Тема занятия: Чтение.

Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе «Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе «Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Цель: Ознакомление.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Составление рассказа по фотографии «Я и моя семья» Задачи: • Связная речь: Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ; закреплять представления детей о семье, родственных.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе 5 «А» На тему: составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Воспитатель: Белоусова.

Конспект организации непрерывной НОД детей в старшей группе «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Чтение рассказа Л. Н. Толстого.

Конспект организованной деятельности по речевому развитию «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот — ворюга» в старшей группе Конспект образовательной деятельности по Развитию речи в старшей группе «Солнышко»Тема:Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга» Должность:.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на 20.02.2019 Тема: «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком» Подготовила:.

Конспект занятия в старшей группе «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель: Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия,.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Математика
  • Домашние животные
Автор публикации:
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе
Опубликовано: 12 мая 2019 в 16:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
22 января. День рождения попкорна

Вкус воздушной кукурузы очень хорошо сочетается с самыми разными добавками, сладкими, солёными или острыми. Попкорн настолько прочно вошёл в современную кино-культуру, что уже невозможно представить себе...

22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

Работа с родителями «Пошив кукольной постельки» для группы раннего развития
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном...
Создание макета «Улья»
Создание макета "Улья" Летом у нас с детками проходило занятие по пчёлкам. А я очень люблю, когда предметы изучения детки могут потрогать, поиграть с...
Картотека считалок про дружбу и друзей
Считалка — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия. У считалки есть своя роль— распределить роли в предстоящей игре и никого...