Получи документы

Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе (4 фото)

Елена Гречко
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе

Модель образовательной деятельности: Речевое развитие (08. 05. 2019 г.)

Воспитатель: Гречко Елена Владимировна

Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.» Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Старшая группа : – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. (Стр. 102)

Публикация «Итоговое занятие „Чтение рассказа В, Драгунского „Сверху вниз, наискосок“ по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах

Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе

Целевой ориентир: Ребёнок должен знать, что такое рассказ; способен выстраивать сложные предложения; уметь ориентироваться в сюжетных картинках; находить отличия и юмористический сюжет.

Цель: Уточнить, что такое рассказ; продолжать знакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Задачи:

- Связная речь:

Обучение детей новому юмористическому рассказу;

- Словарь:

Обогащение речи прилагательным (юмористический, умение называть и определять значение новых непонятных слов, услышанных в тексте произведения;

- Грамматика:

Формирование умения строить сложные предложения;

- Звуковая культура:

Закрепление умения находить и выделять звук «Ш»;

- Воспитательная:

Воспитание у детей внимательности и любознательности. Чувства коллективизма и сплочённости.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие»

Технологии, методы, приё мы:

• технология «Твигис»,

• теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребёнка, право выбора ребёнка,

• теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из неё через самостоятельную деятельность,

• теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний,

• ИКТ,

• показ,

• наглядно-дидактическое сопровождение,

• беседа,

• проблемная ситуация,

• вопрос – ответ,

• загадка,

• лексические упражнения,

• динамическая деятельность.

Предварительная работа: создание детской книжки по рассказу В. Драгунского своими руками с опорой на ресурсы интернет, чтение рассказа «Сверху вниз, наискосок», рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, работа по сюжетным картинкам «Найди пару», «В чём ошибся художник», «Поменяй местами», «Что смешного в картинке» и т. п.

Материал и оборудование: карточки-подсказки для воспитателя с поэтапным ходом занятия, книжка с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», сделанная своими руками; книга с рассказами, прочитанными ранее детям, картинки для сравнения ИНДЕЙКИ и ИНДЕАНКИ, картинки с изображением смешных животных «Что перепутал художник», схемы – мнемотаблицы с юмористическим сюжетом для составления детьми смешных предложений, карточки – фишки в виде кисточек и карандашей, предметные картинки со - и без - звука «Ш», аудиозапись с чтением рассказчика данного произведения на ноутбуке, мешочек с фишками – кисточками внутри, символы, сделанные своими руками «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», 2 стола с символами «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», колокольчик, корзинки для наглядного раздаточного материала для команд.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – ритуал начала занятия «Я здороваюсь везде» (настрой на занятие)

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ РИТУАЛА

«Дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской… (курице) (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце – руки кверху)

Здравствуй, небо голубое! (Руками машут наверху)

Здравствуй, вольный ветерок! (Руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький дубок! (Руки вверх, сложенные «домиком»)

Здравствуй, утро! (Жест вправо)

Здравствуй, день! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны и пожимают друг другу руки)»

( Дети поворачиваются к гостям и говорят: «ЗДРАВСТВУЙТЕ ГОСТИ, ДОРОГИЕ!»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, вы молодцы! Я сейчас увидела, что вы настоящая команда.

- К нам сегодня на занятие пришли педагоги посмотреть, чему мы свами научились в конце учебного года. Давайте им покажем и расскажем….

(ДЕТИ ПРИСАЖИВАЮТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, РАССТАВЛЕННЫЕ ПОЛУКРУГОМ, НАИСКОСОК К ГОСТЯМ)

- Что мы делаем на занятиях? (НАШ ДЕВИЗ)

ВОСПИТАТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ:

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё… Дети: (видят)

Уши внимательно слушают и всё… Дети: (слышат)

Голова хорошо… Дети: (думает)

2. Проблемная ситуация

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, любите ли вы слушать рассказы? А есть ли у вас любимые рассказы?

(Если необходимо, напоминаю о Денискиных рассказах, о Живой шляпе, кот-ворюга и другие).

- А что такое рассказ? (Ответы детей)

- Рассказ – это жанр литературы. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, реальное, которое бывает на самом деле, а так же могут быть отрывки из всей жизни героя.

- Вы не забыли рассказ В. Драгунского, который мы с вами читали ранее «Сверху вниз, наискосок»?

- Это рассказ? (Ответы детей)

- И причём юмористический рассказ – это смешной рассказ.

- А давайте послушаем его ещё раз, но только сейчас вам его буду читать не я, а рассказчик по аудиозаписи. (Включить аудиозапись на ноутбуке)

(Прослушивание детьми и воспитателем аудиозаписи)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, понравился вам рассказ?

- А какой это рассказ? Какие чувства вызывает у вас?

(Ответы детей – Смешной, чувства радости и даже удивления за главных героев)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический»

- Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе?

(Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная).

Обсуждение с детьми непонятных слов.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Объясните своими словами, что значат следующие выражения:

Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы.

Шабаш, девчата! – Стоп, девчата!

Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся.

Прямо остолбенел – Застыл.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Кто главные герои рассказа?

(Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка).

- Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они?

(Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые).

- А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли).

- А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш)

- Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка»)

- Загадка вам в помощь:

«Важно по двору ходил

с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

никакой не крокодил,

а индюшек лучший друг.

Угадайте - кто?.»

(Ответы детей – Индюк)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Правильно, молодцы, отгадали загадку!

- Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка)

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Хорошо! Молодцы!

- А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей - индеанка)

- Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….)

(Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев,

и где они жили).

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Много народов живё т на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают)

- Но, не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.

ПОКАЗАТЬ 2 КАРТИНКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИНДЕАНКИ И ИНДЕЙКИ.

- Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО)

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗОЙ)

3. Динамическая пауза «Маляры»

Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра)

Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью)

Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре)

Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, а кто такие «маляры»?

(Ответы детей – Это рабочий человек, который занимается окраской зданий).

4. Лексические упражнения. Разделение детей на команды:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А теперь настала пора поиграть, но в лексические игры, которые развивают у нас с вами внимание, память и речь. Для этого предлагаю разделиться на команды. Одна команда у нас будет писателями, а другая – художниками. Для вас приготовлены рабочие места. На одном столе прикреплён символ «КИСТОЧКА», где будут работать те из вас, кто вытянет фишку – кисточку. А на другом столе прикреплён символ «КАРАНДАШ», где будут работать те из вас, кто вытянет фишку – карандаш. Кто из вас вытянет фишку – кисточку или фишку – карандаш больше, тот становится КАПИТАНОМ команды.

(Воспитатель держит мешочек, а дети вытягивают, не подсматривая фишки, и подходят каждый к столу со своим символом)

(ДЕТИ ПОДХОДЯТ СО СВОЕЙ КОМАНДОЙ К СВОЕМУ СТОЛУ, ГДЕ СТОИТ СИМВОЛ ИХ КОМАНДЫ КИСТОЧКА ЖЁЛТОГО ИЛИ ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА)

Задание№1.

Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель выдаёт картинки и рассказывает детям правило (Нужно из всех картинок, которые принёс капитан, выбрать и разложить на столе только те, у которых в названии есть звук «Ш». Затем капитаны возвращаются к своим командам. Команды выбирают из данных картинок те картинки, у которых в названии есть звук «Ш». Капитан справившейся команды поднимает вверх руку. Воспитатель подходит и проверяет. В случае некоторых недоразумений (неправильное определение картинки, воспитатель просит объяснения и команда объясняет: почему и по какой причине была выбрана (либо не выбрана) та или иная картинка.

Задание №2.

Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель выдаёт каждому капитану наборы картинок для каждого члена команд с заданием «Что перепутал художник»? Воспитатель объясняет правила капитанам, а те, разойдясь к своим рабочим местам, рассказывают правила своей команде, и раздают картинки. Далее, командам даётся минута на обдумывание. Затем каждый член команд, поочереди по своей картинке выдвигают свои гипотезы, поясняют, почему они пришли к такому выводу.

Релаксационная минутка. Игра на воображение, со сценическим действием «Насосы и шарики».

- Для этого нам понадобится насос, правда? Нужно встать. А еще мы разделимся на пары. Один - «насос», а другой - «шарик», но, пока что, не надутый.

Те из вас, кто наши «шарики», должны присесть, обнять себя руками и сгруппироваться. Вот так! А остальные - «насосы». Насосы сгибают руки и одновременно с наклоном, четко произносят длинный звук «Ш». «Шарики» постепенно раздуваются, разворачиваются и, наконец, полностью надуваются. Ух, ты! Сколько красивых, цветных шаров!

Затем дети в парах меняются ролями.

Задание№3.

Звонит колокольчик. Капитаны подходят к воспитателю. Воспитатель даёт капитанам по одной карточке – мнемотаблице со смешным сюжетом и рассказывает правила (необходимо каждой команде рассмотреть мнемотаблицу : определить юмористический сюжет (что смешного в ней, и придумать из трёх-четырёх сложных предложений смешной рассказ. Затем, капитаны возвращаются к своим командам и рассказывают правила. Капитаны со своими командами по карточкам – мнемотаблицам придумывают небольшой юмористический рассказ из 3-4 сложных предложений. Для обдумывания и совещания каждой команде воспитатель даёт по минуте. Капитан справившейся команды поднимает вверх руку. А затем готовая первой команда даёт смешной описательный рассказ по данному ей заданию.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Члены всех команд молодцы! Команды справились с заданиями!

- Наше занятие подходит к концу, и нам надо вспомнить, с чего мы начинали его.

Мы с вами вспомнили юмористический рассказ Виктора Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Обсудили его «юмористический» сюжет. Поработали над речью и звуком «Ш». а теперь давайте проведём рефлексию и уточним, как вы запомнили наше занятие, чему оно вас научило.

5. Рефлексия.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Как назывался рассказ?

(Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок»)

- Вам понравился рассказ?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..)

- Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..)

- Какой это рассказ?

(Ответы детей - Юмористический)

- Что конкретно вам понравилось в рассказе?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .)

- Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ?

Воспитатель уточняет: «Нельзя брать чужие вещи без спроса».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать.

(Воспитатель отмечает детей и их успехи).

Фото «Сверху вниз, наискосок»
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского  по речевому развитию в старшей группе - фото
Фото №1 Модель образовательной деятельности Речевое развитие
Публикации по теме:

Занятие по ЧХЛ в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Тема занятия: Чтение.

Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе «Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе «Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Цель: Ознакомление.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Составление рассказа по фотографии «Я и моя семья» Задачи: • Связная речь: Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ; закреплять представления детей о семье, родственных.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе 5 «А» На тему: составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Воспитатель: Белоусова.

Конспект организации непрерывной НОД детей в старшей группе «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Чтение рассказа Л. Н. Толстого.

Конспект организованной деятельности по речевому развитию «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот — ворюга» в старшей группе Конспект образовательной деятельности по Развитию речи в старшей группе «Солнышко»Тема:Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга» Должность:.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на 20.02.2019 Тема: «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком» Подготовила:.

Конспект занятия в старшей группе «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель: Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель:Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое занятие «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» по речевому развитию в старшей группе
Опубликовано: 12 мая 2019 в 16:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД