Татьяна Номоконова
Итоговое занятие в старшей группе «Ларец народной мудрости» по традициям народов Забайкальского края
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие в старшей группе «Ларец народной мудрости.»(по традициям народов Забайкальского края)
Цель: Закрепить знания детей о быте и традициях народа Забайкальского края (Семейских)
Задачи:
Продолжать знакомить детей с историей народов Забайкальского края (семейских);
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „Ларец народной мудрости“ по традициям народов Забайкальского края» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Формировать активную позицию дошкольников, воспитывать гордость за причастность к народной культуре, обычаям, традициям;
Раскрыть в доступной форме значение слов «предки», «староверы»,»семейские»;
Развивать познавательный интерес детей, речь, словарный запас дошкольников;
Формировать представление о прошлом своей малой Родины.
Предварительная работа: разучивание колыбельной, предварительное разучивание сказки "Волк да щенох",пословиц,
Оборудование: Аудионоситель, ларчик, костюмы семейских, иллюстрации семейской одежды, лавка, печка, макет избы, домотканые коврики,люлька,мультимедиа.
Методические приемы:
(Группа оборудована на манер русской избы крестьян староверов (4-5 зон).
Воспитатель приглашает детей, приглашает поприветствовать друг друга на Забайкальском говоре.
Реб: Ой, доброва дни вам, добры люди!
Реб: Пусть солнце всегда светит в ваши избы и приносит лад и покой. (кланяются в пояс по русски)
Все: Здравствуйте!
Звучит протяжная народная песня из семейских. Входит одетая по – старообрядчески воспитатель.
Воспитатель. Здравствуйте, гости мои дорогие! Как я вам рада! Я, Меланья, хранительница традиций, живущих в Забайкальском крае народов, семейских. Проходите в красный угол, да садитесь на лавку широкую! (Дети присаживаются на лавку, у печки. Можно накрыть домотканым ковриком.)
Меланья: А вы знаете, кто такие «семейские»? (ответы детей)
Меланья: (делает вывод) (Маленький рассказ об этих людях).
- А сейчас давайте вместе с вами окунемся в быт, традиции, жизнь этих очень непростых, но трудолюбивых и интересных людей. (ларчик)
Рассказ об устройстве избы (макет) Можно дать ребенку, одетому в старообр. костюм. Или воспитатель рассказывает, задает вопросы, загадывает загадки о домашней утвари. (находят отгадки в избе)
Меланья: Дружно жили семейские, никто не сидел без дела. У них всегда было много детей, в доме стояла люлька, в ней спал ребенок. Мать укачивала его и пела колыбельные песни. Девочки поют колыбельную, укачивая кукол.
Колыбельная.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели они в люленьки.
Стали гуленьки гулить:
Чем же Олю накормить?
Сахарком да медком
Или кашей с молоком.
Когда детки засыпали, женщины занимались рукоделием.
Девочки украшали фартуки.
Мужчины чинили домашнюю утварь, шили обувь и т. д., рассказывали байки.
Мальчики в своем углу имитируют ремонт обуви.
1-й мальчик- Я вам мужики щас таку браву сказочку расскажу. Очень поучительну!
2-й мальчик- Давай, можно, че тянуть-та!
1-й мальчик рассказывает:
Сказка: Волк да щенох.
Встретились, значит раз в лесу волк щанок.
Волк голодный, жуть! Вот и думат: А щанох ему:
"Дяденька, как бы мне домой дойтить?" Пожалел его Волк и отвечает:
Ладно, отведу тебя к людям! Пошли оне к деревне. А у деревни ягненок бегал. Словил его волчищше, сам поел, щанха покормил. Щанох наелся и начал фулиганить.
Волк ему:
Че это ты такой фулюганистый? Щанох жалостно на него поглядел. Волк пожалел его, потрепал маленько и говорит:
Ладно, варнак такой. Будь уж рядом со мной, а то сгинешь.
* А в праздничные дни семейские выходили на улицу, пели, плясали, играли в свои любимые игры. Давайте и мы поиграем в одну из таких. Хотите?
Народная игра : «В попа» семейская игра.
Дети ставят свои лодони под руку водящего, протянутого ладонью вниз. Ведущий произносит слова:
Шел поп через мост,
Поймал рыбу за хвост.
Эта рыба Тимофеева жен.
Она умела ворожить,
По копеечке ложить.
Нам копеечку не надо,
А вора поймать нам надо.
На последнем слове ведущий пытается схватить рукой чей- нибудь палец. Пойманный за пальчик ребенок выходит из игры.
Очень любили женщины наряжаться в красивую одежду, расшитую лентами.
«Бабушкин сундук».
Загадка: Есть у бабушки старушки
Очень маленький секрет:
Платья, фартуки, игрушки,
Занавески, погремушки,
Куклы и велосипед.
Все она умело прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки Меланьи
Ветхий старенький сундук.
(Дети по очереди достают вещи и рассказывают об их назначении.) А на дне сундука пословицы и загадки.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает;
Что схватит, отдаёт,
Сам в угол идёт.
Ухват
Бабушка старая,
Вся белая.
Лето придет -
Не глядят на нее.
Зима настанет -
обнимают ее.
Печь
Вот уж чудо так уж чудо,
И взялось оно откуда?
Я смотрюсь в него всегда,
Ну а вижу лишь себя.
Из стекла, но не окно,
Что же это?.
Печь
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке
Чугунок
На пуховой на подушки,
Да в обнимочку с игрушкой,
Спится мирно мне и сладко.
На любимой на…
(Кроватке)
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Презентация «Семейский наряд» (дети по очереди рассказывают, слайд – ребенок).
Меланья просит детей подойти к ней. У нее на подносе – прянички. (крендельки)
Понравилось ли вам, дети, в гостях у семейских? Что вы запомнили более всего? О чем бы вы рассказали родителям? (ответы) Наш ларец наполнился! Я буду его хранить, как зеницу ока! За ваше желание больше знать, за вашу любовь к своему краю, угощаю вас кренделями!
Дети встают в круг, плавно двигаются змейкой под спокойную песню «семейских», уходят.