Надежда Ануфриева
«Удивительное превращение». Экспериментально-познавательная деятельность дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительное превращение
Для ребенка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть
в процессе исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого похода к решению больших и малых задач. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Публикация «„Удивительное превращение“, Экспериментально-познавательная деятельность дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает выводы, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В данной работе сделана попытка познакомить вас, как через деятельность по экспериментированию, подарить ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольников учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Однажды прочитав слова академика К. Е. Тимирязева «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
Детское экспериментирование – это особое форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей направленная на получение новых сведений и новых знаний.
В ходе работы с детьми осуществляется педагогическая технология направленная на развитие интереса у детей 3-7 лет к экспериментированию, которая:
Конструируется на взаимодействие взрослого с детьми;
На решении проблемных ситуаций;
Обеспечение перехода от манипулирования с предметами и материалами к результативному экспериментированию;
Созданию предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование.
В комплексной программе «Детство» в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», есть перечень игр экспериментов с различными предметами:
С водой, снегом, льдом;
С мыльной водой и пеной;
С зеркалом;
Со светом;
Со стеклом;
Со звуком;
С бумагой;
С магнитом.
Для детей созданы условия, необходимые для развития: рационально организованная предметная среда группы отличается функциональностью, доступностью и эстетичностью оформления, позволяет развивать самостоятельные детские игры, опыты и эксперименты, в ходе которых дети активизируют уже имеющиеся знания, умения, навыки. Мною проведено диагностическое обследование познавательной деятельности детей. На основе данных диагностики разработано перспективное планирование, в котором три взаимосвязанных направления представлены темами:
Живая природа: растения, их приспособление к окружающей среде.
Неживая природа: вода, воздух, почва, камни, звук, свет, магнит.
Человек: знакомство со строением и назначением органов человеческого организма; система личной гигиены.
Структура детского экспериментирования :
Осознание того, что хочешь узнать.
Формулирование задачи исследования.
Продумывание методики эксперимента.
Выслушивание инструкций.
Прогнозирование результатов.
Выполнение работы.
Соблюдение правил безопасности.
Наблюдение результатов.
Анализ полученных данных.
Словесный отчет об увиденном.
Формулирование выводов.
На прогулке мы с «юными исследователями» решаем важные проблемы; что произойдет со снегом, если положить его на ладонь, как освободить бусинки из ледяного плена и т. д.
В лаборатории (центре науки) выделено место для постоянной выставки, где размещается различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья, место для приборов, место для выращивания растений, место для проведения опытов, место для неструктированных материалов (стол, «песок – вода»; емкость для воды, песка, мелких камней). Разработанный перечень материалов для организации детского экспериментирования в разновозрастных группах также находиться в лаборатории
Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем–то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка был – Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Дни открытых дверей, выпуск стенгазеты, один из номеров которого посвящен детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в конкурсах Уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Мною разработано перспективное планирование по экспериментированию, сборники: «Поисково –познавательная» деятельность» ,»Опыты на кухне» Свой опыт транслирую как в детском саду, так и на уровне города.