Получи документы

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»

Елена Усова
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Публикация «Консультация „Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать“» размещена в разделах

Я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими опытом работы по данной теме.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. Как развивать мелкую моторику у ребенка? Конечно же, в игре.

Работу построила по следующим направлениям:

1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Для реализации поставленных задач наметила следующий план работы:

- Изучить необходимую литературу.

- Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.

- Организовать развивающую среду в группе.

Начинала с пальчиковой гимнастики, превращая это в игру.

"Пальчиковые игры " - это очень важная часть работы по развитию мелкой моторики. В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Исходя из моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, я использую различные виды игровых упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей :

1 Пальчиковая гимнастика, народные игры

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

2. Фигурки из счётных палочек по схемам

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Игры с палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания объясняю ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.

4. Шнуровка, нанизывание бус, пуговиц, пирамидок, собирание матрёшки

Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки.

Нанизывание.

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались.

5. Мозаика

В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные.

Предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие «куда попадет», затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

6. Игры с молнией, застёгивание пуговиц, кнопок, крючков

так и в игре, использую специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить, я изготовила своими силами «ракету», ребята любят играть, не только застегивая и расстегивая молнии, липучки, крючки, но и могут постелить на пол и «полететь в космос».

7. Самомассаж, плетение косичек

Обучаю детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти использую грецкий орех, мячик - ежик, карандаши.

8. Игры с прищепками

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

9. Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но, когда, провожу регулярно и использую разнообразные методы, приёмы, технологии, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Выявила взаимосвязь мелкой моторики с разными видами детской деятельности:

Познавательная :

В играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания с палочками Кьюзенера помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Изобразительная:

Лепка, рисование, аппликация, конструирование с природным материалом.

Мои воспитанники любят лепкой из соленого теста -«тестопластика». Это дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Показываю детям все чудеса пластилинового мира, заинтересовываю их, и восхищаюсь, как быстро детские пальчики начинают создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Изготовила для лепки из пластилина дидактические задания «Долепи предмет»

Познакомила детей с таким методом, как квиллинг. Играя с бумагой можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитие графической моторики способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Я рисую или распечатываю лабиринты, и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.

Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так – демонстрирую ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки соглашается чертить, лишь бы посмотреть, как получается копия работы.

Использую разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.

Речевая:

Пополнение и активизация словаря, работа над связной речью посредством мелкой моторики. Однако, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи.

Если у ребёнка будет развита моторика прекрасно, но с ним не разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно, общаться с ним в быту, поэтому вызываю его на разговор, стимулирую вопросами, просьбами. С родителями воспитанников регулярно беседую о необходимости читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику листая страницы книги пальчиком.

Ознакомление с окружающим:

Из камешков и палочек создаю с детьми интересные творческие композиции, из снега и глины, песка лепим с детьми большие и маленькие фигуры. Все это позволяет пополнять знания об окружающем мире посредством тактильных ощущений.

Двигательная:

Развитие общей моторики, воспитание здорового образа жизни. Обвожу у ребенка руку или ногу. Потом ладошки и следы вырезаю, раскладываю такие следы по группе, чтобы пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз. Метание бумажных комочков в цель. В процессе сминания бумаги в комок активизируется моторика рук.

Музыкальная:

Все мои музыкальные занятия – это и есть развитие общей моторики :

в играх-эстафетах – синтез слова с движением рук (конструируем, собираем, складываем, переливаем, переносим и т. д.); в танце – синтез слова, музыки и движения – это уже логоритмика. Пальчиковая гимнастика, Игра на музыкальных инструментах. Развитие дыхания, чувства ритма.

Взаимодействие с родителями.

Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить», провела мастер-класс «Пальчиками играем - речь развиваем». Были подготовлены консультации и родительское собрание родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Итак: работу по развитию мелкой моторики провожу систематически, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

Главное чтобы занятия приносили только положительные эмоции, что вызовет интерес к играм и приведет к успеху в развитии мелкой моторики.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, усложняется строение мозга, развивается психика и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функцию ребенка.

Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь ответить - Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук»Консультация для родителей «Мелкая моторика рук» Под термином мелкая моторика понимают - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук и уровень развития.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Мастер-класс для педагогов «Мелкая моторика «Наши пальчики играют»Мастер-класс для педагогов «Мелкая моторика «Наши пальчики играют» Мастер- класс для педагоговМелкая моторика «Наши пальчики играют» Что такое мелкая моторика, и каким способом ее применяют. Мелкая моторика.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика) Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" (мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем.

Мастер-класс по изготовлению дидактическо-наглядного пособия «Накормите птичек» для детей младшего возраста (мелкая моторика)Мастер-класс по изготовлению дидактическо-наглядного пособия «Накормите птичек» для детей младшего возраста (мелкая моторика) Вашему вниманию хочу предоставить не сложное изготовление игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Для.

Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другомМелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как.

Презентация «Почему детям важно заниматься творчеством» (Консультация для родителей) Презентация " Почему детям важно заниматься творчеством" (Консультация для родителей) Слайд 2. Почему детям важно заниматься творчеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 19:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД